Как распознать темперамент ребёнка, важно ли это знать

Консультация для родителей «Как определить темперамент ребёнка»

Татьяна Ахтемирова
Консультация для родителей «Как определить темперамент ребёнка»

Консультация для родителей:

Как определить темперамент ребёнка

Консультация для родителей:

Как определить темперамент ребёнка

Как следует учитывать темперамент в развитии и воспитании детей.

Игра и темперамент ребёнка

Темперамент — это сочетание индивидуальных психологических особенностей человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную стороны его поведения и деятельности. Большинство ученых сходится во мнении, что темперамент нельзя изменить, поскольку он является врожденной характеристикой человека. Темперамент проявляется в походке и жестах, от него зависят скорость движений человека, темп его речи, отзывчивость, общительность и т. д.

Каждый человек принадлежит к одному из четырех различных типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик. Однако в чистом виде эти типы встречаются крайне редко. Как правило, характер человека сочетает признаки, являющиеся типичными для каждого из четырех темпераментов.

При общении с ребенком очень важно учитывать его темперамент, поскольку он определяет поведение в коллективе, а также то, как малыш учится, играет, переживает и радуется.

Нужно понимать, что ваш темперамент не обязательно совпадает с темпераментом ребенка. Если не принимать во внимание эту разницу, в будущем можно столкнуться с большими проблемами. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить его, заинтересовать, развить его лучшие качества, если вы определите, к какому типу он относится.

Не стоит приписывать темпераменту неаккуратность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера, такие как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность и т. д.

Ответьте сами себе на следующие вопросы и сделайте выводы.

1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

а) Легко включается в работу.

б) Активно действует.

в) Действует спокойно, без лишних слов.

г) Действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует ребенок на замечания воспитателя?

а) Говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время делает, то же самое.

б) Не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания.

в) Выслушивает молча.

г) Молчит, обижен, переживает.

3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?

а) Быстро, активно, но прислушивается к высказываниям других.

б) Быстро, со страстью, других не слушает.

в) Медленно, спокойно, но уверенно.

г) С большой неуверенностью.

4. Как ведет себя в непривычной обстановке (например, в кабинете врача, заведующего и др. ?

а) Легко ориентируется, проявляет активность.

б) Активен, проявляет повышенную возбудимость.

в) Спокоен, рассматривает окружающие его предметы.

г) Робок, растерян.

Ключ. Если преобладают ответы «а», вы имеете дело

с сангвиническим типом;

«б» — с холерическим;

«в» — с флегматическим;

«г» — с меланхолическим типом темперамента.

Если ваш ребёнок – холерик

Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Он очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Ребенок с таким складом характера всегда знает, чего он хочет. Он настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. Холерик способен самостоятельно делать выбор и решать свои проблемы, но с трудом идет на компромисс. Спит такой малыш мало и по утрам не дает родителям досмотреть последние сны, так как просыпается рано. Любит кушать. Особенно его увлекает процесс пережевывания. Но аппетит сильно зависит от настроения. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия.

Главное — направить безудержный поток энергии в правильное русло. Таким детям особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта (соревновательные игры, спортивные упражнения, плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы). Это позволит малышу реализовать свое стремление во всем быть лидером. Тренировки научат контролировать движения и рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства. Чаще бывайте с ним на природе, ходите в походы. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом или рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы малыш проверял результаты своей работы и доделывал ее до конца. Поощряйте любое проявление старательности и терпения.С ребенком-холериком очень просто общаться: он знает чего хочет, и может сам удовлетворить свои потребности.

Есть только одна проблема — малыш пока еще не понимает, что хорошо, а что плохо. Поэтому он нуждается в наличии наглядного примера поведения с самых ранних лет жизни. Всегда помогайте ребенку в его экспериментах, чтобы правильно направить его действия. Жесткий контроль и ограничение активности нервируют малыша и, как правило, приводят к потере контакта с ним.

Если ваш ребёнок – сангвиник

Ребенок-сангвиник — энергичный, жизнерадостный, сильный и шустрый. Он может ни с того ни с сего расплакаться, но так же быстро успокоится. Мгновенно переключается с одного занятия на другое. Обычно такой ребенок пребывает в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Он очень приятен в общении, любит выдумывать и фантазировать. Засыпает и просыпается легко и быстро, встает рано. Даже когда ребенок был совсем маленьким, он мало спал, наблюдая широко раскрытыми глазками за всем, что происходило вокруг. Сангвиники обычно миролюбивы. Они не помнят зла; добры, нежны и нежадны. Эти дети испытывают огромную потребность в движении.

Ваша задача — направить кипучую энергию малыша в созидательное русло, ставя перед ним конкретные цели. Игры и повседневная жизнь ребенка-сангвиника должны быть подвижными. Такие дети, занимаясь спортом, не будут стремиться к победам. Им интересен сам процесс. Подпитывайте любознательность своего малыша. Помогайте ему научиться не просто получать удовольствие от того занятия, на которое он тратит энергию, но и стремиться при этом к достижению определенной цели. Дети-сангвиники часто не доводят до конца начатое дело, если оно им надоедает. Неинтересная, монотонная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее. Однако не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Конструкторы, пазлы, рукоделие, моделирование и другие игры, которые требуют внимания и сосредоточения, помогут развить собранность и аккуратность. Удерживать внимание на конкретном виде деятельности такой ребенок может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях. Очень важно поощрять усидчивость, старательность и целеустремленность таких детей и постепенно повышать планку требований, добиваясь закрепления достигнутых результатов.

Если ваш ребёнок – флегматик

Ребенок-флегматик — медлительный, рассудительный, усидчивый и внешне спокойный. Играет в основном с несколькими любимыми игрушками. Плохо переносит суету и шум. Очень любит покушать и поспать.Во всем старается соблюдать порядок: пьет только из своей чашки, ест своей ложкой, и бывает очень недоволен, если кто-то или что-то нарушает привычный распорядок дня. Разговаривает медленно. Не любит игры, где нужно проявлять сноровку, быстроту, смекалку. Отдает предпочтение уже знакомым и нешумным развлечениям. Не стремится к лидерству, не любит самостоятельно принимать решения. Редко обижается и по натуре очень сговорчив. Обычно такие дети знают много стихов и песен, но не любят новое и с гораздо большим удовольствием вспоминают уже знакомое. Ребенок-флегматик заставляет родителей неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова.

В играх не предоставляйте ребенка самому себе, стимулируйте действия с его стороны, старайтесь заинтересовать. Делитесь с малышом занимательными историями об окружающем мире, развивайте творческое мышление рисованием, лепкой, музыкой, шахматами. Для занятий спортом подойдут те виды, которые не требуют быстрой реакции. Закаляйте ребенка.

Не бойтесь доверять малышу, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Наберитесь терпения и не спешите сделать все за него, иначе он вообще перестанет что-либо делать сам. Старайтесь, чтобы больше говорил ребенок, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его. Чем больше внимания вы будете ему уделять, тем живее он станет реагировать. Вскоре вы удивитесь его интеллектуальной восприимчивости, увидите, как хорошо он воспринимает все, что вы ему говорите или показываете.

Если ваш ребёнок – меланхолик

Ребенок-меланхолик очень чувствителен и восприимчив: активно реагирует на всё, что происходит, и улавливает малейшие изменения интонации или выражения лица. Как правило, настороженно относится ко всему новому; склонен к частым обидам. Меланхолик любит тепло, боится спорта, с трудом переключается на другой вид деятельности. Обычно кушает мало, очень разборчив в еде, отдает предпочтение легкой пище. Засыпает поздно, перед сном любит помечтать и пофантазировать, лежа в кровати. Утром тяжело просыпается, бывает хмурым. Дети такого типа говорят негромко, редко спорят. Они быстро устают. Боятся трудностей, не любят решать проблемы. Такие дети обычно с опаской относятся к чужим людям и сверстникам, но с теми, кого любят, открыты и доверчивы. Малыш с таким складом характера обычно выбирает одного человека, с которым он полностью откровенен и готов поделиться своими переживаниями. Ребенок нуждается в том, чтобы родители разделяли его эмоции. Их поддержка делает его уверенней в себе. Ребенок-меланхолик очень любопытен — ему просто необходимо знать, как всё устроено. Он любит уединение. Не является сторонником грубых игр. В процессе игры такой малыш часто бывает задумчивым и грустным. Расстроившись, долго плачет. Часто ребятишки с меланхоличным характером кажутся не по годам рассудительными и ведут себя как «маленькие взрослые».

Родителям необходимо помнить, что в общении с таким малышом неприемлема грубость, поскольку ребенок склонен к сильным обидам, о которых будет очень долго помнить. Меланхолик неохотно принимает участие в коллективных играх, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогайте ему включиться в игру, научите знакомиться с другими малышами. Поручайте ребенку дела, с которыми он справится без особого труда, но результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Это поможет ему почувствовать себя увереннее в решении более сложных задач.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка дружить?» Когда живётся дружно, что может быть лучше! Вопросы нравственного воспитания дошкольников с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо.

Консультация для родителей «Как определить темперамент ребенка» Ребенок рождается с унаследованным темпераментом. Выяснив, какой темперамент у Вашего ребенка, Вы сможете общаться с ним без конфликтов.

Консультация для родителей «Как отучить ребёнка от соски» Малыш приходит в этот мир, ничего не зная о нём. Он переживает сильнейший стресс во время родов, а его жизнь кардинально меняется после.

Консультация для педагогов «Как определить темперамент ребенка в процессе педагогической деятельности» Полноценное развитие ребенка в период дошкольного детства возможно при соблюдении одного из важнейших психолого – педагогических принципов.

Консультация для родителей «Будим ребёнка правильно: как разбудить ребёнка, чтобы он не устраивал капризы» Знакомое всем родителям действо разыгрывается каждое утро практически в каждом доме, где есть маленькие дети – утреннее пробуждение. Порой.

Консультация для родителей «Как одевать ребёнка зимой» Консультация для родителей «Одежда ребенка зимой» Зимняя погода переменчива по температуре, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский.

Консультация для родителей «Как одевать ребёнка зимой?» Консультация для родителей «Как одевать ребёнка зимой?».В холодную погоду есть большой риск переохлаждения, поэтому нужно создать под одеждой.

Консультация для родителей «Как подготовить ребёнка к школе» Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед.

Консультация для родителей «Как подготовить ребёнка ко сну» «Как подготовить ребёнка ко сну» Сколько часов необходимо для сна ребенку дошкольного возраста? Однозначного ответа нет, все зависит от.

Консультация для родителей «Как сохранить зрение ребёнка» Как сохранить зрение ребенка? ___ Правило 1. Старайтесь, чтобы малыш больше двигался, бегал, прыгал.

Старайтесь, чтобы больше говорил ребенок, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его.

Зачем нужно знать особенности темперамента ребенка?

Главная > Консультации > Психолог > Зачем нужно знать особенности темперамента ребенка?

В одной из предыдущих статей я писал, что одним из популярных направлений в психологии является выделение групп (типов) людей по разным признакам. Чаще всего людей объединяют в группы по присущим им индивидуальным чертам. Например, людей, склонных привлекать к себе внимание, «показывать себя», называют «демонстративными»; людей, постоянно о чем-то тревожащихся, очень ответственных и беспокойных называют «тревожными» и так далее.

Также я писал о том, что теории черт не позволяют точно предсказать поведение человека в той или иной ситуации, даже если мы знаем, какие черты ему присущи. И все же, отказываться от теорий черт совсем вряд ли разумно, поскольку знание особенностей людей позволяет избегать неопределенности и лучше понимать «движущие силы», определяющие их поведение в повседневной жизни.

Наиболее важной типологией людей изо всех, разработанных в рамках психологической науки, мне представляется типология темпераментов, вернее будет сказать «типологии», поскольку сегодня их существует несколько. Дело в том, что разделение людей на группы по их темпераментам впервые предложил еще Гиппократ, и его типология продержалась несколько столетий. К настоящему времени ее теоретические основания изменились, но благодаря нашему соотечественнику И. П. Павлову, а также еще нескольким отечественным и зарубежным ученым «жизнь» этой типологии была продлена еще более чем на пол века. И сегодня мы можем извлечь пользу из этой классификации, в том числе пользу при выборе подходов к обучению и воспитанию детей.

Читайте также:  Антибиотики при поносе у взрослых

Итак, темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. То есть, это набор черт, отражающих динамические свойства человека (подвижность происходящих психических процессов, активность, интенсивность, темп, ритм, эмоциональность), присущие человеку от рождения, заданные биологически, практически не изменяющиеся в течение жизни. Темперамент отвечает не на вопрос, что человек делает, а на вопрос, как человек что-то делает. Темперамент не определяет убеждений человека, его взглядов, интересов, возможностей. Люди с самым разным темпераментом могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности.

Ученые, изучающие темперамент, предлагают разные основания выделения типов темперамента, а иногда и разные названия для этих типов. Кроме того, есть мнение, что типов темперамента может быть слишком много, поэтому нужно говорить не о них, а об отдельных чертах темперамента.

В этой статье я буду опираться на наиболее популярную классификацию, которая состоит из четырех типов темперамента — сангвинического, холерического, флегматического и меланхолического. «Чистых» темпераментов, конечно, не существует, но всегда можно выделить тот, к которому человек тяготеет больше, чем к другим. Рассмотрим их подробнее применительно к тому как они могут быть полезны для выбора способов обучения и воспитания детей.

Сангвинический темперамент. Ребят с сангвиническим темпераментом можно охарактеризовать как живых, любознательных, подвижных (без резких, порывистых движений). Как правило, они жизнерадостны и веселы. Не отличаются эмоциональной устойчивостью, легко поддаются чувствам, хотя эти чувства обычно не глубоки и не сильны. Неудачи переносят сравнительно легко, быстро забывают обиды. Общительны, любят находиться среди людей, легко устанавливают контакты, приветливы и доброжелательны, умеют поддерживать хорошие отношения с окружающими. Проявляется темперамент и в учебе. Если учебный материал интересен, не вызывает затруднений, находит у него эмоциональный отклик, то ребенок легко переключает внимание, хорошо соображает и довольно быстро этот материал усваивает. Если же учебный материал неинтересен и для его изучения нужна длительная, напряженная, однообразная работа, к которой ребенок не испытывает эмоционального отклика, то он отвлекается, плохо усваивает такой материал.

Советы родителям и педагогам по воспитанию детей, у которых преобладают сангвинические черты темперамента:

  • ошибка, которую часто допускают взрослые в воспитании сангвиника — прекращение всякого контроля и невнимание к его внутреннему миру (дружелюбный и веселый тон ребенка могут скрывать внутренние проблемы и переживания; отсутствие контроля может провоцировать небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца);
  • рекомендуется поощрять активные виды деятельности и занятие любительским спортом;
  • поддерживать настойчивость, старательность, целеустремленность, умение сосредотачиваться, доводить дело до конца (этому помогут конструкторы, паззлы, разные виды рукоделий и т. п.);
  • обсуждать отношения со сверстниками и близкими людьми, то, как те или иные его поступки могут обижать или радовать окружающих.

Известные сангвиники: В. А. Моцарт, Н. Бонапарт, А. И. Герцен

Флегматический темперамент. Ребенок с флегматическим темпераментом спокоен, медлителен, инертен. Его трудно вывести их себя. В учебе и делах проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен соблюдать порядок в вещах и делах, любит привычную обстановку и не любит перемен. Начатые дела, как правило, доводит до конца. Медлительность может создавать трудности ребенку в учебной деятельности, особенно если нужно что-то быстро запомнить, быстро понять, сообразить, выполнить. В таких ситуациях ребенок может теряться, проявлять беспомощность. А вот запоминает материал он обычно основательно и надолго.

В отношениях с людьми флегматик, практически всегда ровен, спокоен, в меру общителен, хотя и предпочитает ограниченный круг друзей. Настроение у него устойчивое, его трудно задеть эмоционально, он старается уклоняться от ссор, неприятности и неудачи редко выводят его из себя.

Советы родителям и педагогам:

  • не наказывать и не высмеивать за медлительность и неуверенность, но и не выполнять его дела за него;
  • возможно время от времени «подталкивать», однако в доброжелательном тоне, без унижений;
  • больше доверять, поскольку он достаточно основателен и ответственен;
  • учить понимать чувства и мотивы поведения других людей, понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

Известные флегматики: М. И. Кутузов, И. А. Крылов, И.Ньютон

Холерический темперамент. Представители этого темперамента отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Неуравновешенность сказывается и в деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, проявляет инициативу, работает с подъемом, проявляя, иногда, удивительную для окружающих работоспособность. Но «энергетический запас» часто довольно быстро иссякает, особенно если работа оказывается однообразной и требующей усидчивости, терпения. В этом случае наступает охлаждение, подъем и воодушевление сходят на нет, настроение резко падает.

В отношениях с людьми также редко удерживается продолжительное время в ровном настроении. Может допускать вспыльчивость, резкость, раздражительность, что создает конфликтные ситуации.

К положительным чертам холерического темперамента можно отнести энергию, активность, страстность, инициативность. К отрицательным — несдержанность, резкость, вспыльчивость.

Советы родителям и педагогам:

  • избегать жесткого контроля, ограничения активности (активность, импульсивность не уменьшится, а контакт с ребенком потеряется);
  • рекомендуется заниматься подвижными видами спорта;
  • следить, чтобы ребенок проверял свою работу и доделывал до конца;
  • поощрять любое проявление старательности и терпения;
  • учить поддерживать и налаживать взаимоотношения с другими людьми (разбирать конфликтные ситуации, обсуждать книги и фильмы, проговаривая варианты правильного поведения);
  • учить самоконтролю (элементарный счет про себя, простая дыхательная гимнастика и т. п.);
  • ни в коем случае не стыдить при всех, не ставить в пример других детей.

Известные холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев

Меланхолический темперамент. Для детей с меланхолическим темпераментом свойственны эмоциональность, впечатлительность, высокая чувствительность, ранимость. Они тяжело переносят огорчения, обиды, хотя внешне эти переживания выражаются обычно слабо. Быстро утомляются, но в привычной, спокойной обстановке могут проявлять хорошую продуктивность.

Часто они застенчивы, склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми людьми, в незнакомой обстановке проявляют неловкость, скованность.

При этом обычно тактичны, деликатны, проявляют чуткость и отзывчивость, обладают богатым внутренними миром.

Советы родителям и педагогам:

  • внимательно относиться к проблемам и переживаниям ребенка;
  • избегать упреков в лени, пассивности, отсутствии способностей;
  • научить знакомиться с другими детьми, включаться в общие игры;
  • хвалить, хвалить и еще раз, хвалить, отыскивая даже в неудачах позитивные моменты;
  • учить воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам;
  • переключайте внимание на результат деятельности, а не на оценку;
  • говорить, что вы уверены в его силах, знаете, что он справится с задачей, напоминать о прошлых успехах.

Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь, А. А. Блок

В заключение мне хотелось бы предложить тест, который подготовила педагог-психолог Ольга Анисимович, специально для детского портала «Солнышко», и который позволит уточнить темперамент вашего ребенка.

ТЕСТ

«Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?»

Выберите те ответы, которые наиболее походят Вашему ребенку. Результат будет более достоверным, если на вопросы ответит не только мама, но и папа, бабушка, дедушка; после сравните все ответы и сделайте соответствующие выводы.

1. Какие черты характера преобладают у ребенка?

а) Жизнелюбие, оптимизм, компромиссность, общительность, склонность к риску.
б) Спокойствие, медлительность, обстоятельность, сдержанность, миролюбие.
в) Энергичность, неугомонность, шаловливость, горячность, задиристость.
г) Робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, нерешительность.

2. Какие эмоции наиболее частые, сильные?

а) Положительные эмоции.
б) Нет бурных реакций, тяготеет к положительным эмоциям.
в) Бурные эмоции, гнев.
г) Робость, страх.

3. Реакция на наказания:

а) спокойная;
б) без эмоций;
в) на словесные — спокойная, на остальные — с бурными реакциями протеста;
г) обида, негативные эмоции.

4. Как ведет себя ребенок в непредвиденных ситуациях?

а) Любопытен (преобладает положительное отношение).
б) Малоэмоционален.
в) Пытается сопротивляться (потребность преодоления).
г) Пытается избежать этого события (потребность самосохранения).

5. Какие игры предпочитает ребенок?

а) Любые, но чтобы жизнь в них била ключом.
б) Спокойные, тихие, уединенные.
в) Шумные, азартные, подвижные, часто агрессивные.
г) Тихие, уединенные; шумные, подвижные — только с близкими.

6. Общителен ли Ваш ребенок?

а) Любит общество детей и взрослых, быстро знакомится.
б) Предпочитает одиночество.
в) Всегда нужны сподвижники и зрители.
г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.

7. Каков ребенок среди сверстников, склонен ли к лидерству?

а) Душа компании, лидер по выбору детей.
б) Неавторитетен среди детей, о лидерстве нет и речи.
в) Сверстники относятся по-разному, сам предлагает себя в лидеры.
г) Авторитетен только среди малочисленных друзей, не лидер.

8. Как усваивает новое?

а) Легко и быстро.
б) Обстоятельно, но медленно.
в) Все схватывает на лету и так же быстро забывает.
г) Осваивает быстро или медленно в зависимости от обстоятельств.

9. Особенности памяти. Как быстро ребенок запоминает сказку? Улавливает целое или детали? Долго ли помнит?

а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго (хорошая кратковременная и долговременная память).
б) Медленно, но запоминает целое, почти не забывает (хорошая долговременная память).
в) Очень быстро, запоминает в основном детали, но быстро и забывает (хорошо развита только кратковременная память).
г) По-разному, вникает в мелочи (высокая отвлекаемость мешает кратковременной памяти, а неуверенность в себе — долговременной).

10. Утомляемость после какой-нибудь деятельности:

а) средняя (устает соответственно деятельности);
б) низкая (практически не устает);
в) средняя, иногда высокая (в зависимости от всплеска своих эмоций);
г) высокая (устает от малейшей деятельности).

11. Легко ли ребенок усваивает возрастные навыки?

а) Легко и без труда.
б) С трудом (навыки формируются долго, но и надолго).
в) Соответственно возрасту (делает только то, что интересно).
г) Быстро, но неустойчиво (может быть регресс при стрессе).

12. Какие движения преобладают у ребенка?

а) Уверенные, точные, ритмичные.
б) Нерасторопные, неторопливые, солидные.
в) Порывистые, резкие.
г) Неуверенные, неточные, суетливые.

13. Особенности речи.

а) Речь выразительная, живая, с мимикой и жестами.
б) Речь медленная, невыразительная, без жестов.
в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная, часто срывается на крик. Тараторит, глотая слоги и слова.
г) Речь выразительна, но тиха и неуверенна.

14. Особенности сна.

а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо, просыпается с улыбкой.
б) Засыпает сразу, спит спокойно, после сна ходит вялый, сонный.
в) Засыпает долго и с трудом, спит беспокойно, просыпается в разном настроении: от самого хорошего, до самого плохого.
г) Долго укладывается спать, но быстро засыпает, просыпается веселый.

15. Как ребенок привыкал к детскому саду, школе?

а) Адаптировался легко, быстро.
б) Боялся нового, не хотел перемен, долго адаптировался.
в) Легко привык к новой обстановке, с трудом выполнял требования взрослых.
г) Никак не мог привыкнуть, адаптировался с трудом.

Если чаще встречаются варианты, а), то у ребенка преобладает сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник.

Если чаще встречаются варианты б), то у ребенка сильный, уравновешенный, инертный темперамент флегматика.

Если чаще встречаются варианты в), то у ребенка характер сильный, неуравновешенный, инертный — холерик.

Если чаще встречаются варианты г), то преобладает темперамент меланхолика.

Вспомнив свое детство, можете выбрать ответы, подходящие именно для вас, тогда появится возможность сравнить темперамент ребенка и свой и сделать выводы. Возможно, вы своим сильным темпераментом «давите» более слабый темперамент ребенка. Не «улучшайте» и не «украшайте» темперамент своего ребенка! Только оставаясь самим собой он будет действительно счастлив.

а Обычно засыпает быстро, спит хорошо, просыпается с улыбкой.

Психология ребенка

  • Психология ребенка
  • Воспитание ребенка
  • Развитие ребенка
  • Досуг и отдых
  • Конфликты и буллинг
  • Подготовка к школе
  • Обучение ребенка
  • Школьные вопросы
  • Здоровье ребенка
  • Родителям

Американские психологи провели исследование известное как Нью-Йоркское лонгитьюдное исследование темперамента , в котором приняли участие дети-представители разных культур и социальных групп.

Как определить темперамент ребенка по поведению?

Раз в четыре часа проснется, поест и сразу спать.

Зачем нужно знать темперамент своего ребенка?

Помните анекдот?

– Чем отличается холерик от флегматика?

– Флегматик думает, что 2*2=5 и спокоен, а холерик уверен, что 2*2=4, но нервничает.

Наверное, нет ни одного родителя, который бы не слышал про темперамент.

А вот как применить эти знания на практике и помочь детям учиться лучше, учитывая тип темперамента ребенка?

Такие разные темпераменты

Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию.

“Чистые” типы встречаются редко, в основном говорят, о сочетании близких темпераментов. Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?

Холерик

Дети-холерики энергичные, шумные, активные. Их речь громкая, быстрая. Движения резкие, энергичные. Настроение холериков быстро меняется. Таких ребят легко заметить в компании сверстников. Они будут стремиться руководить, командовать, устанавливать правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику криком, гневом.

Сангвиник

Дети активные, жизнерадостные, веселые. Двигаются резво, активно. Темп речи быстрый, бодрый. Настроение меняется часто, одни игры или занятия часто сменяются другими.

Эмоции также меняются быстро: в течении короткого времени легко может перейти от слез к смеху. Характер у сангвиников, как правило, легкий. Они общительные, открытые, поэтому друзей у них много. Быстро схватывают новое, многим интересуются, имеют большой кругозор и массу увлечений.

Читайте также:  Масло черного тмина – как сделать в домашних условиях

Флегматик

Дети медленные, неспешные. Эмоциональное настроение у них всегда ровное. Не сразу идут на контакт, сначала присматриваются к людям. Обычно друзей у них немного. Говорят ровно, неторопливо. Спокойно относятся к критике, всегда имеют свое мнение. Если что-то решили – так и сделают. Могут долго заниматься делом, требующим сосредоточенности. Увлечения не поверхностны, если их что-то интересует – в этой теме будут разбираться досконально. Охотно выполняют порученные задания. Готовы подчиняться.

Меланхолик

Маленькие меланхолики кажутся робкими, тихими, пугливыми детьми. Они часто находятся в задумчивом, грустном настроении. Их голос почти неслышен, движения угловатые, робкие. К новым знакомствам относятся настороженно, нужно достаточно времени, чтобы ребенок адаптировался в новом коллективе, подружился с кем-то. Но при этом это очень нежные, ранимые, чувствительные, преданные дети. Они готовы подчиняться.

Особенности обучения учащихся с разным типом темперамента

Холерики

Слабые стороны: на занятиях дети могут быть невнимательными, не всегда способны контролировать свои эмоции, легко отвлекаются. Про них говорят: “В одно ухо влетело, в другое вылетело”. Не выносят монотонной работы, однообразных неинтересных заданий. Могут выкрикивать, перебивать, ответить, первое, что вспомнят, так как не успевают справиться с сиюминутными чувствами и сдержать себя.

Сильные стороны детей-холериков: энергичные, волевые, самостоятельные, активные. Несмотря на то, что не могут долго заниматься какой-то деятельностью, если дело их интересует, увлекает, способны активно и целеустремленно включаться в него.

Сангвиники

Слабые стороны: легко отвлекаются, без контроля поверхностно вникают в суть задания, могут не довести начатое до конца.

Сильные стороны: легко переживают неудачи и критику. Обычно учеба дается им легко, они все схватывает “на лету”, способны выдерживать интеллектуальные нагрузки, работоспособны.

Флегматики

Слабые стороны: флегматикам трудно “раскачаться”, начать новое занятие и тяжело выйти из него, могут “зависать” на каком-то деле или увлечении. Когда они учатся чему-то новому, инструкцию следует повторять несколько раз, пока они не поймут, не доберутся до сути.

Сильные стороны: устойчиво и упорно идут к цели, способны долго концентрироваться на работе, доводить ее до конца. Если флегматик что-то понял, усвоил – это “железно”, информация будет храниться бесконечно долго. Аккуратны, пунктуальны. Интересы устойчивы, могут очень долго увлекаться каким-нибудь делом.

Меланхолики

Слабые стороны: на занятиях неактивны, боятся ошибки и критики, медленно включаются в работу, требуют похвалы, подбадривания. Быстро устают от нагрузок, частой смены деятельности и коллектива.

Сильные стороны: ответственны, исполнительны, легко справляются с монотонной работой, аккуратны. Чуткие и искренние, прекрасные исполнители.

Как мотивировать ребенка на учебу, учитывая его темперамент?

Придя в школу, ребенок оказывается в коллективе 20–30 сверстников. И каждый ребенок со своими индивидуальными особенностями. Конечно, учитель на уроке задействует разные каналы восприятия детей, меняет деятельность, чтобы удерживать внимание детей, предлагает разный уровень сложности заданий. Однако дети не могут работать в одном темпе со всей группой – у каждого свой уровень выносливости, утомляемости, активности и работоспособности. Это определяет тип темперамента ребенка. И зачастую учитель просто не может эти особенности учитывать.

Но этому могут помочь родители. Если правильно организуют режим дня ребенка, распределят физическую и учебную нагрузку, настроят ребенка на успех.

Как помочь холерику

  • Активность холерику крайне необходима. Его энергию нужно направлять на полезные цели – учебу, секции, помощь родителям. Таким образом, распределяя деятельность, в учебе холерик будет более сдержан и внимателен.
  • Лучше не заставлять холерика делать уроки, а увлечь его процессом или результатом.
  • Монотонная работа дается ему с трудом, поэтому выполнять ее можно поэтапно.
  • Там, где можно позволить холерику не сидеть за столом – позвольте. Стихотворение можно учить по дороге на секцию, пересказывать – сидя на ковре или занимаясь на турнике.
  • Создавайте для него ситуацию успеха. Лидер по природе не терпит жесткой критики, постоянных неудач и провалов. Хорошо будут работать выполнение заданий на скорость, результат. Признавайте его успехи и хвалите. Главное – адекватно оценивать его возможности.

Мотивируем сангвиника

  • Прежде всего нужно организовать его рабочее место. Ничто лишнее не должно отвлекать или привлекать внимание.
  • Быть рядом, напоминать, направлять сангвиника, так как эти дети склонны побыстрее сделать задание, не уделяя внимание качеству.
  • Чередовать учебу с другой деятельностью, тогда активность его будет дольше.
  • Выполнять монотонную работу сангвинику скучно, поэтому нужно ее разнообразить, превратить в игру, дать волю фантазии. Например, не просто списывать текст, а делать расшифровку для пришельцев, которые могут читать только прописные буквы.

Повышаем мотивацию флегматика

  • Для флегматика крайне важны порядок, последовательность, предсказуемость. Например, можно ввести ритуал начала и окончания выполнения уроков. Пальчиковая гимнастика, любимая мелодия, стакан воды перед уроками – якорь, который поможет начать или закончить задание.
  • Ребенку нужно несколько раз повторить, что от него требуется. Можно подготовить чек-листы, планеры, таблицы, чтобы ребенок и слышал, и видел, и заполнял их – это поможет ему включиться в работу.
  • Крайне важен режим дня, питания, сна. Для флегматика события должны быть предсказуемыми. Любой сбой в программе растрачивает их силы, демотивирует.

Помогаем меланхолику

  • Соблюдение режима дня, чередование работы и отдыха – жизненно необходимо для меланхолика. Излишнего напряжения его нервная система просто не выдержит.
  • Желательно быть рядом с ребенком, подбадривать, хвалить его.
  • Задания на скорость, соревнования – не для таких детей. Работать в неторопливом темпе, качественно выполнять задание – гораздо комфортнее для меланхолика.
  • Монотонная работа их не пугает. Будут выполнять ее с удовольствием и старательно.

Буклеты школьного психолога для родителей

Нервная система детей созревает и развивается постепенно. Взрослые могут контролировать себя, распределять нагрузку, ускоряться, замедляться, адети нет.

Зная тип темперамента ребенка, возможно эффективно взаимодействовать с ним во всех сферах жизни: в быту, учебе, отдыхе. Можно предвидеть и предупреждать его поведение, поступки, реакции, эмоциональные состояния. Выбирать правильные стратегии в воспитании, помочь организовать учебный процесс. А также учить видеть, осознавать, справляться со своими слабыми сторонами и опираться на сильные.

Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, БУКЛЕТОВ в других источниках без моего письменного согласия ЗАПРЕЩЕНЫ.

Когда они учатся чему-то новому, инструкцию следует повторять несколько раз, пока они не поймут, не доберутся до сути.

Важность индивидуального подхода в воспитании дошкольников

Как видим из описаний, виды темперамента сильно влияют на формирование личности ребенка. Вряд ли могут быть сомнения, что дети различных типов нуждаются в индивидуальном подходе. Разительно дети отличаются своей активностью или пассивностью. Однако и внутри этих характеристик они могут быть разными по своим темпераментальным особенностям.

Маленькому холерику необходимо предоставить безопасное пространство для его двигательных потребностей.

Дети-холерики

Энергичные малыши, постоянно чего-то желающие. Для воплощения желаний они сами стараются и требуют того же от других. Холерики капризны, крикливы, эмоциональны. У них часто и резко меняется настроение.

Приём пищи у таких детей обязательно должен сопровождаться любым увлекательным занятием, например, просмотром мультфильмов.

Холерик ненавидит проигрывать и быть на вторых ролях, в любой ситуации он должен быть победителем. Этот перфекционизм мешает крохе нормально общаться со сверстниками, регулярно возникают конфликтные ситуации.

Иногда им тяжело понять, как себя вести: им необходимо общение, но неуравновешенные действия не позволяют наладить продолжительные дружественные отношения.

Малыши ежедневно устраивают истерики, топают ногами, показывают агрессию. Поводом для подобного раздражения является любая незначительная мелочь: просьба идти спать либо заняться чем-то другим.

При нарушении привычного порядка малыш впадает в истерику, становясь похожим на холерика.

Тип темперамента флегматик

Ребенок-флегматик всегда спокоен и уравновешен, предпочитает тихие компании и уступает лидерство. Флегматик может нарочно медленно одеваться, чтобы вынудить родителя помочь – его выдержки нет предела.

Ребенок флегматик отличается уравновешенностью, рассудительностью, хладнокровностью, медлительностью, усидчивостью, спокойствием, скрытностью, инертностью, мало разговорчивостью, незлопамятностью. В

делах проявляет последовательность и обстоятельность. Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей, начатое дело всегда доводят до конца. Речь флегматиков спокойная, неторопливая, без резко выраженных эмоций, мимики и жестов. Для флегматиков характерно постоянство в отношениях, увлечениях и интересах. В работу флегматик включается медленно, столь же медленно переключается с одного вида деятельности на другой.

Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей, начатое дело всегда доводят до конца.

Темперамент и особенности развития. Как определить темперамент своего ребенка

Темперамент ребенка, а потом и взрослого – это то, что не изменить, то с чем придется жить, что придется любить и с чем нужно будет работать. Чтобы ребенок вырос полноценным, адаптивным, социально привлекательным, успешным взрослым человеком, крайне важно родителям понимать какой именно их ребенок, и на какие рычаги необходимо воздействовать, чтобы максимально помочь ему стать гармоничной личностью.

Как определить темперамент своего ребенка.

Ребёнок-сангвиник: особенности характера

Ребёнок-сангвиник обычно активен и энергичен. Его отличает уравновешенный характер и дружелюбность в общении. Способен сохранять самообладание в сложных непредвиденных ситуациях.

Говорит сангвиник внятно, отчетливо и громко, хотя иногда торопится. Его легко понять, он умеет правильно выражать мысли и обозначать, чего хочет.

Малыша-сангвиника легко можно переключить с одной деятельности на другую, он легко увлекается каким-то интересным делом. В случае, когда интерес пропадает, сангвиник бросает начатое, не доведя до конца.

Малыш может долго и усидчиво заниматься, в силу характера имеет высокую работоспособность (но снова при условии, если это ему интересно). Новые знания легко даются и хорошо усваиваются. В школе сангвиники становятся успешными учениками.

Ребёнок-сангвиник легко привыкает ко всему новому, знакомится с людьми и общается с другими ребятами.

Как воспитывать ребёнка-сангвиника?

  1. Будьте в меру строги и требовательны. Держите под контролем деятельность малыша-сангвиника, направляйте в нужное русло его энергию.
  2. Следите за тем, чтобы начатое дело доводилось до конца, настраивайте на качественный результат. Не бойтесь помогать ребёнку, но не делайте за него всё.
  3. Помогайте малышу выстраивать отношения со сверстниками и друзьями, учите внимательному отношению к людям.
  4. Поощряйте постоянство интересов.
  5. Всю совместную деятельность организуйте с добром и любовью к ребёнку. Хвалите за проделанную работу и приложенные усилия.

В школе сангвиники становятся успешными учениками.

Как распознать темперамент ребёнка, важно ли это знать

Новый материал информация , например, на занятиях, запоминает и понимает сразу, но быстро всё забывает.

Целесообразность определения темперамента

Все люди наделены с рождения некоторыми неизменными в течение жизни независимо от воздействия любых внешних факторов психологическими параметрами. Данные признаки проявляются с первых дней жизни в виде скорости реакции ребенка на внешние раздражители, определяемой степенью развития нервной системы. Вследствие этого для наиболее простого и результативного взаимодействия с ребенком родителям следует выяснить тип его темперамента путем наблюдения и контроля особенностей поведения.

Целесообразность определения темперамента.

Различные темпераменты детей: как распознать и воспитать

Личность человека неповторима. Нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определёнными, присущими только ему, психологическими свойствами. Эти свойства проявляются одинаково в различной деятельности и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни.

Эти свойства нервной системы и являются наследственными и чрезвычайно плохо поддаются изменению. Это сила нервной системы: сила процессов возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов: скорость смены возбуждения и торможения. И уравновешенность нервной системы: степень соответствия силы возбуждения и торможения.

Своеобразие комбинаций этих свойств образуют специфические типы высшей нервной деятельности. Наиболее часто встречаются 4 типа:

Сангвиник: сильный уравновешенный подвижный

Флегматик: сильный уравновешенный инертный

Холерик: сильный неуравновешенный

Меланхолик: слабый тип нервной системы.

Но нет деления на хорошие и плохие темпераменты. В каждом из них есть определённые достоинства и недостатки. Следует отметить, что между 4-мя основными, существует до 16 промежуточных форм. Как вариации основных типов.

Сангвиник: интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Это живой темперамент, мало вызывающий трудности в воспитании. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Их внимание не стабильно, легко переключается. Инициативны, общительны, жизнерадостны, склонны к остроумию. Сангвиники с охотой берутся за каждое дело, способны к увлечению. В работу включаются быстро. Однако, если дело требует терпения, могут отступить так же быстро, как и увлечься. Однообразие их тяготит. У сангвиников хорошая работоспособность. Из тех, кто всегда обещает, но не всегда выполняет.

Как правильно воспитывать сангвиника. Надо контролировать, выполнил ли он обещанное. Следует формировать у него устойчивые привязанности, приучать доводить начатое до конца. Не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий. Хвалить заслуженно, дабы не провоцировать зазнайство.

Флегматик: сравнительно легко приспосабливается к социальной среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. Ему не трудно сдерживать свои порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни. Он работает не торопливо, ритмично. Внимание его в меру устойчивое, переключение внимания замедленное. Чувства внешне проявляются слабо. Скуп на слова. В меру общителен, предпочитает проверенные методы работы, контролирует свою деятельность. Редко проявляет инициативу. Долго не замечают, что кто-то хочет познакомться с ними, зато они устойчивы и постоянны в своём отношении к человеку, любят находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Такому ребёнку требуется много времени для усвоения новой информации, но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Все возрастные навыки у него формируются с трудом, долго, но надолго. Ребёнок-флегматик засыпает быстро, но разбудить его непросто, он после сна долго ходит сонный, вялый, капризничает. Очень предан близким и друзьям, хотя ему трудно найти настоящего друга.

Читайте также:  Особенности беременности летом

Как правильно воспитывать флегматика: Такому ребёнку нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, он сам рассчитает своё время и сделает своё дело. Нужно учить его рационально распределять время. Дети флегматики очень нуждаются в одобрении. У медлительных флегматиков необходимо стараться постепенно вырабатывать способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Учите переключать внимание при выполнении различных поручений. Развивать любознательность ребёнка. Стимулировать малыша к проявлению инициативы. Учить ребёнка полнее выражать свои эмоции и чувства: если ему грустно, не запрещайте плакать, если он радуется, позволяйте радоваться в полную меру. Привлекать малыша к совместной деятельности (как в детском, так и взрослом коллективе). Прививать ребёнку навыки общения.

Холерик: сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный тип с преобладанием процессов возбуждения в подкорке. Дети такого типа обычно учатся удовлетворительно в школе, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям в школе. Их речь становится в меру быстрой, но неровной и формируется труднее, чем у сангвиника и флегматика. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. Движения быстрые и резкие. Резкая смена эмоций. Стремится в «первые ряды». Излишне громкий голос, склонен перебивать собеседника, в разговоре захватывает инициативу, горячо настаивает на своём. Для холериков характерна цикличность в работе. Они способны со всей страстью отдаться делу, увлечься им. Однако при подавленном состоянии, при упадке веры в свои возможности, начатую работу забрасывают. Замедленный и спокойный тип работы для холериков не подходит. Для них подходит работа, требующая немедленного исполнения. Холерика нужно постоянно загружать работой, в противном случае он может стать причиной межличностных конфликтов в коллективе. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Он любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идёт на риск. Засыпают холерики трудно, под впечатлением событий дня.

Как правильно воспитывать холерика: Поддерживать и направлять энергию ребёнка в нужное русло. Исключить из обстановки то, что перевозбуждает нервную систему ребёнка. Воспитывать усидчивость. Упорно приучать доводить начатое до конца. Не использовать физическую силу при воздействии на ребёнка, замечания делать строго, но спокойно. Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойное, тактичное требование. Воспитывать настойчивость и сдержанность, умение владеть собой, стоит гасить агрессивность ребёнка в зародыше. Отдельное внимание нужно уделять обучению вежливости, тактичности. Холерику важно знать, что к его мнению прислушиваются.

Меланхолик: быстро утомляется и перестаёт реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражители. Речь тихая, замедленная. Меланхолик отличается высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной ранимостью. Слабое раздражение у меланхоликов субъективно может переживаться им как сильное, по незначительному поводу он склонен к внутреннему переживанию. Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми. Настороженный, тревожный взгляд. Стремится быть « в тени». Придаёт большое значение мелочам. Склонен к внутренним переживаниям. Болезненно и долго переживает неудачи и наказания. Опасается перемены мест, изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях теряется, работает ниже своих способностей. Склонен недооценивать свои силы и переоценивать препятствия. Для меланхоликов подходит ровная, требующая усидчивости, работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело. Такой малыш очень долго готовится ко сну, плохо засыпает, тяжело просыпается, тяжело переходит от одного вида деятельности на другой.

Как правильно воспитывать меланхолика: Не повышать голос и не давить на него. Он нуждается в особом внимании, тёплых отношениях, в помощи. Поощрять его даже за малейшие успехи. Никогда не делать замечания на людях – это провоцирует серьёзные комплексы. Не перегружать его развивающими заданиями, делать паузы. Избегать в общении с меланхоликом приказов, они только замедляют его деятельность. Развивать самостоятельность, давая ребёнку посильные поручения. Хвалить, подбадривать. Стимулировать проявление инициативы. Ребёнку-меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.

ПОМНИМ, ЧТО НУЖНО НЕ ПЕРЕКОВЫВАТЬ ТЕМПЕРАМЕНТ ВАШЕГО МАЛЫША, А ПОМОГАТЬ ЕМУ РАЗВИВАТЬСЯ.

Движения быстрые и резкие.

Типы и характеристика

Существует всего 4 основных типа темперамента, которые получили свое название еще до нашей эры. Древнегреческий врач Гиппократ утверждал, что в организме человека есть 4 основных жидкости, которые назывались «соки». В зависимости от того, какой из них преобладает в организме человека, формируется его характер. Большее количество крови (sanguis на латыни) делает человека сангвиником, а преобладание флегмы (phlegma) делает его флегматиком. Большое количество желчи (chole на латыни) превращает ребенка в холерика, а если эта желчь имеет черный цвет (melas chole на латыни), то он станет меланхоликом. На сегодняшний день от классификации, введенной Гиппократом еще в VXVIII веке, остались лишь названия, которые описывают особенности психики человека.

Сангвиник – это человек с повышенной активностью, уравновешенной такой же реактивностью. Он настроен к жизни оптимистично и благодушно, любит громкие разговоры, большие компании и активную деятельность. Высокий порог чувствительности не дает ему обращать внимание на слишком тихие и спокойные звуки. Зато сангвиникам присущи скорость реакций, живость ума и быстрая адаптация к новым условиям.

Холерик также отличается низкой чувствительностью и активностью, однако реактивность в его темпераменте преобладает. Он часто несдержан и даже агрессивен, более тяжел в смене мыслей и устойчив, чем сангвиник. Настойчив и уверен в себе, любит большое количество общения, однако очень тяжело переключает внимание с одного действия или цели на другую. Активность флегматика преобладает над реактивностью, а потому он малочувствителен и практически не эмоционален. Его не коснется общее веселье, но и опечалить такого человека весьма трудно. Он с трудом переключается между делами, но при этом очень трудоспособен и усидчив. Является интровертом и с неохотой заводит новые знакомства.

Меланхолик имеет высокую чувствительность при низкой реактивности. Любой незначительный повод может вызвать его реакцию в виде слез и даже нервного срыва. Тихий голос и медленные движения меланхолика выдают в нем глубокого интроверта, предпочитающего уйти от большого скопления людей в свой внутренний и часто придуманный мир. Внимание такого ребенка будет неустойчиво, он часто отвлекается на мелочи, а малейшая трудность надолго выбивает его из колеи. При этом у таких людей отлично развита эмпатия и сострадание, и мужчины, и женщины часто любят животных и маленьких детей, способны сопереживать героям книг и фильмов.

В обычной жизни возможность встретить чистого холерика или меланхолика, как и другие типы, стремится к нулю. Людей одного типа темперамента практически не бывает из-за того, что внешняя среда и воспитание часто накладывают свой отпечаток на психику. При этом влияние одних особенностей темперамента на детский характер будет сильнее, чем других, что и определит в итоге его тип. Для того чтобы узнать темперамент ребенка, достаточно провести небольшой тест и ответить на следующие вопросы.

  • Какие игры предпочитает ребенок дошкольного и школьного возраста (тихие или активные, с друзьями или в одиночестве)?
  • Как ребенок воспринимает критику родителя или ученик воспринимает замечания учителя (соглашается, обижается, злится)?
  • Как сын или дочь общается с разными сверстниками (любит внимание или предпочитает молчать, прислушивается к ним или пытается выступить в качестве лидера)?
  • Как малыш реагирует на новые места и людей (скован и нерешителен или интересуется происходящим, быстро возбуждается или не проявляет никакой реакции)?
  • Как мальчик или девочка принимает решения или делает уроки (быстрым наскоком или долгими взвешиваниями, задачи решаются терпеливо и медленно или быстро, но интерес скоро пропадает)?

В зависимости от того, какие индивидуальные особенности ребенка послужат ответами на эти вопросы, можно определить основной темпераментный тип не только ребенка школьного возраста, но даже грудного малыша.

Любой незначительный повод может вызвать его реакцию в виде слез и даже нервного срыва.

Знаете ли вы, почему вы не становитесь копией своей матери?

В среднем, когда речь идет о личности, дети оказываются во многом похожими на своих биологических родителей. Гены безусловно влияют на наш жизненный опыт, и детский характер сильно зависит от взаимодействия с другими людьми. Люди склонны говорить о детях, растущих в одной семье, как будто они находятся в одинаковой обстановке, но есть существенные различия, в том числе отношение каждого ребенка к родителям, родственникам и сверстникам.

С момента рождения ребенка родители реагируют на его индивидуальные особенности. Ведь невозможно (и бессмысленно) разговаривать со своевольным малышом точно так же, как с добродушным. А общительный ребенок лучше умеет говорить и слушать, чем тот, кто обычно играет со своей железной дорогой в другой комнате. Это лишь несколько причин, по которым не имеет смысла рассматривать наследственность и окружающую среду как отдельные факторы развития.

Когда дети растут, врожденные особенности их темперамента и разница в индивидуальном опыте часто накладываются друг на друга, усиливая общий эффект. Старшие дети могут лучше контролировать свое окружение, чем младшие, например, выбирая занятия гимнастикой вместо чтения книг в свободное время. Возможно, поэтому индивидуальные различия становятся более выраженными в последующей жизни и особенно очевидными у взрослых. Генетически родственные люди имеют больше общих черт личности в зрелом возрасте, чем в детстве. Постоянно возрастающая способность людей выбирать среду своего обитания хорошо согласуется с их индивидуальными склонностями.

Некоторые жизненные события помогают определить ход формирования личности. Исследователям оказалось удивительно трудно установить, какие аспекты опыта влияют на особенности зрелой личности. Исследования по генетике поведения неоднократно показывали, что влияние окружающей среды, общее для детей в одной семье, не оказывает почти никакого эффекта на зрелую личность. Однояйцевые близнецы, которых воспитывали вместе, не более похожи по складу личности, чем те, что воспитывались отдельно друг от друга. Но эти исследования относят взаимодействие между генами и окружающей средой к чисто «генетической» категории, что приводит к некоторым заблуждениям.

Хотя родителям не нравится признавать это, разные дети в одной семье получают разное воспитание, что часто связано с их темпераментом. Кроме того, одна и та же обстановка может оказывать разное влияние на детей с неодинаковыми генами.

Когда исследователи начали искать примеры того, как взаимодействие между генами и средой влияет на развитие личности, они обнаружили много эффектов.

Скажем, беспокойные дети лучше реагируют на мягкие методы воспитания, чем более активные и смелые дети. Дети со специфическим рецептором, который делает их подверженными гиперактивности и импульсивности (включая синдром СДВГ), более чувствительны к стилю родительского воспитания, чем другие. В конце концов родители смогут выработать личный стиль взаимодействия для достижения желаемой цели, основанный на индивидуальных качествах ребенка, но исследователям еще предстоит много работы, прежде чем эта мечта станет реальностью.

Одна и та же обстановка может оказывать разное влияние на детей с неодинаковыми генами.

Развитие антиобщественного поведения – хорошо изученный пример обратной связи. Обратная связь начинается с того, что темперамент ребенка влияет на поведение родителей, а это, в свою очередь, меняет поведение ребенка. Раздражительные или чрезмерно агрессивные дети с трудом поддаются воспитанию, что делает их гораздо менее похожими на «одуванчики». Как приемные, так и биологические родители, как правило, отвечают на досадное поведение ребенка строгими ограничениями и наказаниями.

Родители, имеющие собственные проблемы с агрессией, чаще имеют детей такого типа и также более склонны к жестким дисциплинарным мерам. Кроме того, родители, которые пребывают в расстроенных чувствах по другим причинам (из-за неприятностей в супружеской жизни или угрозы потери работы), более склонны к жесткой реакции на поведение детей. Такое грубое обращение, в свою очередь, усиливает агрессивное поведение ребенка, которое в итоге может стать неконтролируемым. Своевременное вмешательство, уменьшающее резкость родителей, также снижает риск будущего агрессивного поведения ребенка.

События в окружающей среде, влияющие на детское развитие, не ограничиваются семьей. Все дети имеют жизнь вне дома, и значительная часть их взаимодействия с миром оставляет долговременные следы. Они проводят много времени с учителями и друзьями, участвуют в спортивных играх или других занятиях.

Дети многое узнают от своих сверстников. Например, дети иммигрантов обычно говорят с акцентом своих друзей, а не родителей, и они учатся свободно говорить на языке своих сверстников, даже если их родители вообще не знают языка.

Взгляды и поведение детей изменяются со временем и становятся более похожими на поведение значимой группы сверстников; это влияние может быть положительным. Например, плохо успевающий ребенок, который водится с компанией отличников, скорее всего улучшит свою успеваемость. Разумеется, дети выбирают друзей, а не случайно примыкают к группам сверстников, поэтому сходство между детьми и их товарищами происходит и в результате выбора друзей, уже имеющих сходные интересы. Однако, по данным лонгитюдных исследований, дети становятся более похожими на своих друзей, чем до начала дружбы.

Другой недостаток этого подхода заключается в том, что люди по-разному ведут себя в семье и за ее пределами.

Добавить комментарий