Возрастные кризисы у ребенка

Первого года жизни

Кризис 1 года характеризуется несколькими признаками, которые родитель должен знать. Рассмотрим таблицу:

Отличительные признакиНежелание подчиняться, плаксивость, резкие перепады настроения. Малыш может быть ласковым, а через пять минут начать плакать без причин. Появляется ревность: чадо требует, чтобы все внимание родителей было приковано к нему. Наблюдаются крики и плач, если мама или папа отвернулись, отвлеклись по своим делам.
Причины кризиса в этом возрастеПроисходит активное физиологическое и интеллектуальное развитие. Малыш познает мир, перестраивается, что и сказывается на его поведении. Ему может показаться, что он стал взрослым и близким подчиняться не нужно. По этой причине дети закатывают истерики.
Какие действия совершать нельзяРодителям в этот период нельзя демонстрировать свою власть, кричать на ребенка, доводить его до слез. Они должны оставаться друзьями, а не врагами. В этом возрасте дети чувствительны к тону голоса близких, поэтому говорить надо строго, но не срываться на крик, иначе это негативно отразиться на психике. Стоит проявлять терпимость, не применяя телесных наказаний.

Дети в этом возрасте становятся очень обидчивыми, сильно расстраиваются, если на них кричит мама и за что-то ругает. Нужно быть ласковее, обнимать малыша во время истерик, ведь физический контакт для него важен: он чувствует тепло матери и успокаивается.

Если ребенок стал проявлять самостоятельность, не нужно ее запрещать.

Например: он хочет сам есть ложкой, берет ее в руку, надо разрешить ему попробовать кушать самостоятельно. Это благотворно скажется на его развитии.

Кроме того, надо стать для него другом: вместе играть, смотреть мультфильмы. Совместное времяпрепровождение и внимание родителей подарит чаду чувство защищенности. Он поймет, что его любят и ценят, тогда кризис получится преодолеть легче и быстрее.

Всегда рядом с мамой.

Календарь возрастных кризисов у ребёнка

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и кризисные периоды – это своеобразный закон развития детской психики.

Как правило, кризисы проходят довольно быстро – всего за несколько месяцев, в то время как периоды стабильности намного продолжительней. Но, стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств может значительно увеличить продолжительность кризисного периода, иногда беспокойный период в жизни малыша может длиться год и более. Во время кризиса у ребенка происходит значительный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, обычно, эти периоды кратковременные, но достаточно бурные.

Начало и конец кризиса определить довольно сложно, обычно в это время ребенок практически не поддается воспитанию, не действуют уговоры и договоренности, которые успешно применялись родителями ранее, поведение малыша становится необъяснимым, реакция на различные ситуации довольно бурно. Многие родители отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспышки гнева и истерики. Но, не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.

Календарь кризисов ребёнка

Для ребенка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.

Различают несколько возрастных кризисов:

кризис одного года;
кризис 2-х лет;
кризис 3-х лет;
кризис 6-8 лет.

Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды, рассчитать их поможет календарь возрастных кризисов ребенка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.

Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.

Лактационные кризисы, то есть, уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации проходят довольно быстро, как правило, в течение нескольких дней. Основное условие в данный период – это неограниченное прикладывание малыша к груди, ночное кормление. Как правило, лактационные кризы случаются в первый месяц жизни малыша, в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев.

Традиционно это объясняется тем, что у малыша возникает потребность в большом количестве молока, нежели вырабатывается у мамы. В эти периоды малыш становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя дополнительной порции. Частота прикладывания к груди в этот период возрастает. Как правило, для крохи лактационные кризисы в 1 и 3 месяца не представляют какой бы то ни было угрозы или опасности.

Для того чтобы этот период прошел как можно быстрее маме стоит соблюдать режим, не волноваться и не паниковать. В этом случае лактация налаживается сама собой довольно быстро. Главное не прекращать кормить ребенка, прикладывать его к груди как можно чаще. Не стоит докармливать или допаивать ребенка в этот период, откажитесь от успокоения при помощи пустышки.

Стоит заметить, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности грудного вскармливания и обучены правильному прикладыванию к груди.

Кризис первого года жизни малыша

Кризис в конце первого года жизни переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время, ребенок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всем и опекать его. Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.

Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребенок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами. Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребенок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.

Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.

По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.

Как пережить кризис двух лет у малыша?

В этом возрасте малыш начинает бурную исследовательскую деятельность, пытаясь выяснить, что делать можно, а чего нельзя. Это необходимо ребёнку, чтобы определить для себя границы дозволенного и почувствовать, что он находится в безопасности.

Психологи объясняют это довольно просто: модель поведения младенца формируется на основе реакции мамы и папы на то или иное действие со стороны малыша, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, в случае, если реакция родителей будет отличаться от привычной – малыш не будет чувствовать себя в безопасности. Родителям важно уяснить, что такая проверка со стороны малыша является не прихотью, а желанием убедится, что все в порядке. Стоит помнить, что со временем вашему чаду придется столкнуться с сопротивлением других людей и окружающей среды.

Родителям в этот период развития стоить четко установить границы того, что делать можно и того, чего делать категорически нельзя. Отступать от этого запрета нельзя ни в коем случае. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-то из запретного, то ребенок моментально почувствует свою власть и будет пытаться манипулировать вами.

Каждый родитель должен находить пути воздействия на малыша самостоятельно, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь кому-то достаточно намека, кто-то реагирует только на окрик, а некоторые понимают требования родителей только после проведенной беседы.

Стоит отметить, что самым действенным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, поэтому, психологи рекомендуют иногда оставлять без внимания капризы и истерики малыша.

Что стоит делать родителям, если у ребенка случилась истерика? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко придерживаться своих запретов. Во-вторых, не пытайтесь переключить внимание ребенка, этот способ подходит лишь для совсем маленьких деток. В-третьих, постарайтесь кратко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут выполнены. Если ребенок подойдет к вам за успокоением, не отталкивайте его и постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда малыш придет в норму.

Трехлетний кризис малыша

Практически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от двух до трех лет — так называемый кризис трех лет. В это время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в лучшую сторону: истерики, протест, вспышки гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким своего ребенка вы еще не видели. Все эти проявления кризиса связаны с тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, проявляет свою волю.

Ребенку необходимо давать возможность выбора, для этого родители должны применять своеобразные уловки, например, позволить малышу самостоятельно выбрать посуду из которой он будет есть или из двух кофточек ту, которую он желает надеть на прогулку.

Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в этот период вполне естественно. Беспокоиться стоит лишь в том случае, если ребенок не может выйти из состояния истерики или они повторяются по несколько раз на дню.

Постарайтесь всяческими уговорами и объяснениями не допустить того, чтобы у малыша началась истерика, ведь предотвратить ее зачастую легче, нежели остановить. Самое главное, что должны помнить мамы и папы – нельзя допускать того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желаемое.

Читайте также:  Дексалгин - инструкция по применению и цена

Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не случается? Скорее, бывает так, что этот период проходит быстро и не вносит значительных изменений в характер и поведение малыша.

Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?

Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризисный период, приходящийся на трехлетний возраст. И вот, казалось бы, когда этот период остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится снова беспокойным, капризным требовательным. С чем это связано?

В психологии кризис 4-5 лет не отмечается специалистами, скорее, наоборот, в это время малыш должен стать более устойчивым к различным ситуациям и раздражителям, в данном возрасте у малыша заканчивается период формирования речи, ребенок может достаточно четко и логично излагать свои мысли. Именно сейчас он испытывает большую потребность в общении со сверстниками.

Малыши в возрасте 4-5 лет прекрасно фантазируют, проявляют интерес к обучению, любознательность. Так что же может повлиять на психологическое состояние малыша в этом возрасте? Как правило, недостаток общения может спровоцировать кризис у ребенка 4-5 лет. Если малыш чувствует себя одиноко, ему не с кем поделиться своими мыслями, эмоциями, предположениями, то эти факторы могут спровоцировать различные кризисные проявления, а именно, капризность, истеричность. Ребенок будет стараться всеми мыслимыми и немыслимыми способами привлечь к себе внимание.

Кризис в возрасте 4-5 лет редко переживают дети, посещающие дошкольные учреждения, секции и кружки. Поэтому, если вы заметили, что ребенок стал капризным или наоборот слишком замкнутым, то, скорее всего, это повод расширить его круг общения со сверстниками.

Кризис у ребенка в 7 лет – что же делать?

Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности.

Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет). Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.

Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.

К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость. Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному

Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.

Родителям стоит помнить, что самолюбие ребенка еще очень уязвимо, именно поэтому самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно. И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям малыша и может послужить причиной его замкнутости или, наоборот, гиперактивности. Кроме того, сейчас кроха стремится повзрослеть как можно скорее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен. В этом возрасте у детей довольно часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают выбранному персонажу, копируя не только его положительные, но и отрицательные поступки и действия.

Что же делать родителям в это время? Конечно, прежде всего, вам нужно помочь ребенку научиться реально оценивать свои возможности, при этом сохранив его уверенность в себе. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в самом себе. Старайтесь оценивать поступки ребенка не целиком, а по отдельным элементам, учите малыша тому, что если что-то не получилось сейчас, в будущем обязательно все пройдет именно так, как хотелось.

В заключение хотелось бы сказать, что существует еще один кризис – кризис переходного возраста, который также требует определенной модели поведения от родителей. Помните, что все только в ваших руках, помогите ребенку справится с его переживаниями, поддержите и направьте его. Родительская любовь способна помочь пережить любой, даже самый сложный кризис.

В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок он пререкается, оговаривается, кривляется.

Кризис 4–5 лет

Часто родители видят успешность исключительно в пределах школьной программы, но это неправильно.

Последствия

Далеко не все понимают, насколько велико значение кризисов в психическом развитии ребёнка. Каждый из них накладывает отпечаток на его жизнь:

Если родители не помогут ребёнку преодолеть очередной возрастной скачок, отрицательных последствий не избежать.

Далеко не все понимают, насколько велико значение кризисов в психическом развитии ребёнка.

Возрастные кризисы у детей
статья

Детство – период наиболее быстрого и интенсивного развития человека. Ни в каком другом возрасте человек не проходит такое множество своеобразных этапов, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5-6 лет жизни он превращается из совершенно беспомощного младенца в достаточносформированного человека со своими интересами, чертами характера, привычками, взглядами. Именно в эти годы ребенок начинает ходить, действовать с предметами, говорить, думать общаться, воображать и пр. Скорость появления новых качеств – впечатляет взрослых. Постоянное движение ребенка вперед, возникновение всё новых форм его самостоятельности и самодеятельности характеризуется фактами, присущему детскому развитию. Этими фактами и оперирует детская психология.

Долгое время ребенка рассматривали как маленького взрослого: он много не знает, не умеет, не понимает. Он не может организовывать и контролировать себя, не может рассуждать, выполнять свои обещания и пр. Можно ещё долго перечислять, чего ребенок не может. Но если мы будем рассматривать ребенка как неразумного, недоразвитого взрослого, мы никогда не поймем, откуда возникают его способности, качества, поступки.

Признаком этого приспособления является потеря в весе в первые дни после рождения.

Кризис раннего детства. «Я познаю мир»

Кризис раннего детства связан с новыми возможностями малыша и его вполне естественной потребностью в изучении сути предметов и явлений. Наибольшей сложностью в этот период является невозможность что-либо запретить малышу, не вызвав его бурный протест.

Усугубляется кризис 1 года еще и тем, что малыш начинает осознавать свою обособленность от мамы. Ребенок понимает, что самый важный человек в его жизни может уйти, оставить его одного. Поэтому в этот период наблюдается противоречивое поведение крохи — малыш то не может отойти ни на шаг, то напротив проявляет самостоятельность и устраивает скандал при попытках помочь.

Не используйте угрозы Вот уйду и оставлю тебя одного.

Кризис новорожденности

Среди специалистов принято рассматривать детский кризис, который переживает новорожденный, с физической и психологической стороны. С точки зрения физиологии подразумевается процесс адаптации крохи к новым условиям своего существования, которое кардинально отличается от внутриутробного периода. После рождения малышу, чтобы выжить, нужно самостоятельно делать многие вещи – например, дышать, согревать себя, добывать и усваивать пищу. Чтобы помочь ребенку адаптироваться и сделать протекание этого процесса как можно менее стрессовым, родителям следует выработать спокойный режим дня, обеспечить регулярный сон и полноценное питание, наладить процесс грудного вскармливания.

Именно она способна на интуитивном уровне понять, в чем конкретно нуждается ее малыш. Однако очень сложно доверять исключительно себе и своему малышу, тем более если вокруг много бабушек, родственников и знакомых, которые постоянно что-нибудь советуют. Все, что нужно делать маме, это носить кроху на руках, прикладывать к груди, обнимать и защищать от ненужных переживаний, плюс иметь железную выдержку.

Маме новорожденного ребенка важно выстроить собственные отношения с малышом, наладить взаимопонимание

Данный кризис проходит к 6-8 неделе после рождения. О его завершении свидетельствует появление комплекса оживления. При виде маминого лица малыш начинает улыбаться или каким-то другим доступным ему способом показывать свою радость.

Именно она способна на интуитивном уровне понять, в чем конкретно нуждается ее малыш.

Консультация «Возрастные кризисы у детей»

Ольга Владимировна Дмитриева
Консультация «Возрастные кризисы у детей»

Кризис (krineo)в переводе с греческого на русский означает: решение, переворот. Это переходное состояние, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.

Возрастных кризисов у детей несколько:

кризис новорожденности (первые 6-8 недель жизни);

кризис раннего детства (12-18 месяцев);

кризис трех лет (2-4 года);

кризис 6-8 лет;

— пубертатный кризис (12-14 лет).

Кризис новорожденности

(первые 6-8 недель жизни)

Самый первый кризисребенка специалисты рассматривают с двух точек зрения: физиологической и психологической. На уровне физиологии младенец должен адаптироваться к новому способу существования («сухопутному», по сравнению с внутриутробным «водным»): самостоятельно дышать, согревать себя, добывать и переваривать пищу. Спокойный режим дня, регулярный сон и питание, хорошо налаженный процесс грудного вскармливания — все это поможет крохе вскоре почувствовать себя «своим» в этом мире. А вот процесс психологической адаптации во многом зависит от действий и эмоций родителей малыша. Новорожденный лишен основных средств общения, остро нуждаясь при этом в нашей помощи и поддержке.Поэтому сейчас чрезвычайно важна материнская интуиция: мама способна «прочитать» даже те потребности малыша, о которых он сам не догадывается. Доверять себе, доверять ребенку, а не советам окружающих — это так просто… и так сложно! Но именно в этом секрет. Держать на ручках, обнимать, кормить грудью, защищать от тревог и стрессов — собственно говоря, это все, что нужно маленькому человечку. Ну и папина поддержка тоже, безусловно.

Читайте также:  Можно ли при кашле гулять на улице зимой и летом 2020

Кризис новорожденности завершается через 6-8 недель — с появлением, так называемого комплекса оживления. Малыш уже освоился! Еще бы, разве иначе он улыбался бы так нежно при одном лишь взгляде на любимое мамино лицо?

Кризис раннего детства

(12-18 месяцев)

Кризис первого года жизни был изучен психологами раньше всех остальных. Главные моменты, приводящие к развитию новых отношений ребенка с миром в этот период, — обучение ходьбе и речи (пусть не совсем понятной, но, тем не менее, психологи называют этот «птичий» язык очень серьезно — автономной детской речью). Одновременно ребенок начинает понимать, что мама, по-прежнему находящаяся в центре его мироздания, не принадлежит ему всецело — оказывается, у нее есть собственные интересы, своя жизнь. И малыш начинает опасаться, что его потеряют или бросят. Именно поэтому детки, едва научившиеся ходить, порой ведут себя очень странно. Могут прибегать к маме поминутно, проверяя, на месте ли она, или, наоборот, убегать во всю прыть, принуждая ее бегать следом, уделяя чаду повышенное внимание.

В этом же возрасте ребенок проявляет свои первые «волевые»решения: это могут быть настоящие «акции протеста», «оппозиции», противопоставления себя другим (особенно характерны такие реакции для ребенка, который воспитывается в семье с достаточно жесткими правилами и регламентированным распорядком жизни). Бороться с крохой бесполезно, а точнее — недопустимо! Ведь именно сейчас он нуждается в безусловной и постоянной родительской любви и поддержке, как физической, так и эмоциональной. И если с физической поддержкой все понятно, то эмоциональную стоит немного подкорректировать. Очень важно осознать, что ваш малыш уже не то беспомощное существо, каким был еще недавно, и немного «отпустить» его, позволить развиваться в собственном темпе (при этом оценивая его возможности и «подталкивая» или «притормаживая» кроху время от времени).

Кризис трех лет

Кризис трех лет психологи относят к числу острых — ребенок действительно трудно управляем, его поведение почти не поддается коррекции. В еще небогатом словаре ребенка самым частым становится «не хочу». Впрочем, он не столько говорит,сколько действует: вы зовете его, а он убегает, вы просите положить игрушку в коробку, а он швыряет ее на пол, вы говорите ему, что хлеб крошить нельзя, а он нарочно крошит. Ваш отказ в какой-то его просьбе, запрет что-то брать, куда-то идти вызывает реакцию протеста. Малыш кричит во весь голос, топает ногами, а бывает, и замахивается на вас со злым и сердитым лицом, со слезами на глазах. Что случилось? Скорее всего, ничего страшного. Просто ваш малыш растет, начинает ощущать себя личностью. Это повышает его активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. А силенок, умения еще не хватает. Что-то ему не нравится, что-то не получается. И всю неудовлетворенность он выражает вот такими средствами.

Не надо сердиться на ребенка, пытаться «переломить» его, отвечать на его крик криком, тем более наказывать. Такая позиция взрослых может лишь закрепить неправильное поведение, а иногда и дать толчок формированию отрицательных, черт характера.

Подумайте, нет ли у ребенка причин для капризов и упрямства. Может быть, он тяготится излишней строгостью, слишком частыми запретами? Может быть, отрицательно относится к кому-либо – допустим, его обижают старшие дети?

Найдите в себе силы терпеливо отнестись к топанью ногами или крику. Учтите, что ребенок иной раз и сам бы рад успокоиться, да не может. Помогите ему, переключив его внимание на что-то, не имеющее отношения к данной ситуации, скажем, на голубя, севшего на подоконник, на яркую картинку в книжке, поставьте на проигрыватель пластинку, которую он любит. Если позиция взрослых правильна, подобные нарушения в поведении ребенка обычно через полгода-год проходят.

Надо иметь в виду, что в период первого возрастного криза иногда проявляются и серьезные психические отклонения. Резкая гормональная перестройка, связанная с активизацией ядер промежуточного мозга и гипофиза, интенсивное развитие процессов познания, происходящее в этом возрасте, нередко способствуют выявлению нервно-психических заболеваний.

У некоторых начинает отчетливо формироваться своеобразное отклонение психического развития – ранний детский аутизм. Его характерная черта — резкое ослабление потребности в контактах с окружающими. Ребенок ни с кем не хочет разговаривать, у него отсутствуют эмоциональные реакции на поведение окружающих— он не улыбается, не смеется, не пугается, не проявляет интереса к игрушкам, животным, к появлению новых людей – живет как бы отгороженным от внешнего мира. Его развлечение – это повторяющиеся однообразные движения, например, вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, раскачивание туловища. Такие странности в поведении ребенка, отсутствие естественных детских интересов должны насторожить.

Надо обязательно показать малыша детскому психоневрологу. Психические заболевания, начавшиеся в раннем возрасте, имеют, к несчастью, неблагоприятное течение, и, естественно, чем раньше начато лечение, тем больше надежд на то, что оно будет успешным.

Кризис 6-8 лет

Данный возрастной кризис совпадает с периодом интенсивного физического роста, совершенствования тонкой моторики рук, развития ряда сложных нервно-психических функций. И как раз в это напряженное для организма время меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. Необходимость приспособиться к новому окружению и к новым требованиям создает у некоторых детей предпосылки для формирования комплекса отклонений и нарушений поведения, объединяемых условным термином «школьный невроз». Ребенок становится очень тревожным, боится опоздать в школу, что-то сделать не так, у него нарушается аппетит, особенно по утрам, появляется тошнота и даже рвота. В других случаях ребенок, наоборот, не хочет вставать, одеваться, чтобы идти на занятия, забывает задания, не может приспособиться к дисциплине, не отвечает на вопросы учителя. Чаще всего это бывает с ослабленными детьми, которые достигли школьного возраста, но по физическим и психическим данным отстают от сверстников. Не спешите, поэтому отдавать в школу шестилетнего и даже семилетнего ребенка, если врач детской поликлиники считает, что он еще недостаточно к этому подготовлен.

Первоклассников, кроме, конечно, крепких, выносливых ребят, не следует загружать дополнительными занятиями в музыкальных школах, спортивных секциях,студиях: пусть сначала хорошо адаптируются к школе. Физиологические особенности данного возраста (6-8 лет, психологические трудности, возникающие в связи с адаптацией к школе, могут спровоцировать декомпенсацию тех скрыто протекавших повреждений головного мозга, которые были связаны с осложнениями беременности или родов, инфекциями, травмами первых лет жизни. Это проявляется повышенной утомляемостью, двигательным беспокойством, возобновлением возникавшего в дошкольные годы заикания, недержанием мочи. И тогда, конечно, родителям не обойтись без помощи врача. Очень важно создать ребенку дома спокойную обстановку, не предъявлять непосильных требований и уж, конечно, не наказывать за грязь в тетради или невыученный урок, – так можно только усилить негативное отношение к учению. Нельзя упускать из виду, что именно в 7-8 лет у детей с неуравновешенной нервной системой, особенно у мальчиков, впервые могут появиться такие нарушения поведения, как уход из дома. Вначале это обычно связано со страхом наказания, протестом против ссор родителей или каких-то иных неприятностей, пережитых дома.

Пубертатный кризис

Наиболее выраженные физиологические и психологические изменения происходят в 12-15 лет. Подросткам-мальчикам в этом возрасте свойственны возбудимость, несдержанность, нередко агрессивность, у девочек преобладает неустойчивость настроения. Для тех и других характерно сочетание повышенной чувствительности и обидчивости с эгоизмом, равнодушием, а нередко и с черствостью к окружающим, в том числе к самым близким. Стремление к самостоятельности, вернее, независимости от взрослых, потребность в самоутверждении нередко толкают подростка на рискованные поступки. Не умея утвердиться в учении, творчестве, спорте, утверждаются, приобщаясь к курению, алкоголю, наркотикам, вступая в ранние половые связи. Для подростков типичны реакции группирования, то есть стремление к времяпрепровождению в группе сверстников – это для них тоже один из способов самоутверждения.

Подросток требует не меньшего, а, может быть, большего внимания родителей, чем первоклассник. Но относиться к нему надо не как к ребенку, а как к взрослому или почти взрослому, учитывать, как болезненны для него уколы самолюбия. Если хотите от него добиться чего-то, не навязывайте безапелляционно своего мнения, а постарайтесь подвести его самого к тому или иному решению, чтобы он воспринял его, как свое собственное.

Грань между естественными особенностями третьего криза и возникающими у детей в возрасте 12-15 лет психическими расстройствами иногда трудноуловима.Но о возможности таких расстройств надо знать: в этот период, особенно при ускоренном темпе физического и полового созревания, может выявиться скрытая предрасположенность к некоторым серьезным психическим заболеваниям. Если поведение подростка не укладывается в рамки обычного, если вы замечаете у него резкие колебания настроения, причудливые увлечения, если он стал очень замкнут, холоден, отрешен от обычных для его сверстников занятий и интересов, обратитесь к психиатру – такой специалист вам поможет.

Возрастные кризисы закономерны. Но протекать они могут по-разному — и остро, болезненно, и мягко, почти незаметно. И зависит это не только от физических и психических особенностей ребенка, но и в очень большой степени от условий, в которых он живет, от его воспитания. Можно почти гарантировать, что ребенок спокойно пройдет через все возрастные кризы, если самим родителям никогда не изменяют выдержка и терпение, а в семье царит доброжелательная, спокойная атмосфера.

Из книги Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

текст для публикации взят из Интернета или других открытых источников

Консультация для родителей «Семья: родственные и возрастные отношения» Консультация для родителей «Семья: родственные и возрастные отношения». Составила: воспитатель разновозрастной логопедической группы.

Консультация для родителей средней группы «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Консультация для родителей средней группы: «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Возрастные особенности детей 4-5 лет Подготовила: Овчаренко.

Читайте также:  Причины крови в кале у мужчин

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный.

Возрастные особенности детей 2–3 лет На третьем году жизни дети становятся самостоятельней. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка.

Возрастные особенности детей 2–3 лет Консультация для родителей Возрастные особенности детей 2-3 лет На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться.

Возрастные особенности детей 3–4 лет Эта презентация раскрывает особенности психологического развития детей младшего дошкольного возраста. Адресована воспитателям младших групп,.

Возрастные особенности детей 5–6 лет Возрастные особенности детей 5-6 лет СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ:Стремится познать себя и другого человека как представителя.

Возрастные особенности детей 5–6 лет Возрастные особенности детей 5-6 лет. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой.

Возрастные особенности детей в 4–5 лет Физическое развитие В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность.

Резкая гормональная перестройка, связанная с активизацией ядер промежуточного мозга и гипофиза, интенсивное развитие процессов познания, происходящее в этом возрасте , нередко способствуют выявлению нервно-психических заболеваний.

Кризис трех лет.

Кризис трехлетнего возраста является первым, который замечают родители. Всплеск эмоций из-за проблем с адаптацией имеет место у новорожденного, но из-за неумения выразить вербально свои претензии к окружающему миру, поведение младенца обычно объясняют физиологическими причинами.

В три года ребенок впервые пытается заявить о себе как личности, отдельной от родителей. С этим явлением связаны попытки проявить самостоятельность и инициативу. Поскольку малыш неопытен и возможности его ограничены, родители должны контролировать действия своего чада. Важно в этот момент не пресекать его желание действовать активно и самостоятельно.

Проявление упрямства и строптивости доходят до негативизма, который проявляется в совершении противоположных действий или полном игнорировании мнения и пожеланий окружающих. Часто поступки ребенка противоречат его истинным желаниям и приводят к негативным результатам (отказ правильно питаться, гулять).

Родителям важно осознавать сложность ситуации и следить, чтобы малыш не был перегружен дополнительными занятиями.

Кризис 3-х лет

Вот вроде подошли к концу бессонные ночи, колики, долгие укачивания перед сном. Ваш карапуз неплохо говорит, самостоятельно кушает. С ним можно ездить в гости. Малыш во многих вопросах довольно самостоятелен. Казалось бы можно перевести дух. Но не тут то было.

В трехлетнем возрасте ни с того ни с сего, ваше милое дитя, становится ноющим, все отвергающим человеком. Любимое теперь слово — нет. Истерики частят до невозможности. Катания по полу дома и в общественных местах, становятся нормой. Родители хватаются за голову. Что делать и куда бежать, нашего ребенка подменили!

Первое, что надо делать — успокоиться. Кризис трехлетки это проходящее явление.

Этот кризис очень похож на кризис дошкольника. Это вечное нет. Время его наступления совсем не обязательно ровно в три года. Временные рамки — 6 месяцев до или после дня рождения.

Признаки кризиса 3-х лет:

  • Настойчивые, вплоть до активной истерики, требования купить ему что-то в магазине;
  • Ежедневные проверки рамок дозволенного;
  • Истерики по поводу и без него;
  • Слово «нельзя» перестало работать вообще;
  • Желание на прогулке убежать куда-то в совершенно противоположную от родителей сторону;
  • Абсолютно любые предложения воспринимаются в штыки, не хочу, не буду любимые ответы;
  • Переубедить ребенка в чем-то в этом период, бывает невероятно сложно;
  • Попытки делать все самостоятельно, тогда как не выходит, снова скандал потому что не смог.

Основная причина такого поведения — попытка отделить «Я» от родителей. Желание отстоять свою независимость. Поступки сделанные якобы на зло родителям, таковыми не являются. Малыш в этом возрасте, еще не понимает, как по другому можно самоутверждаться.

Совет!
Важно, никогда не пытаться сломать ваше дитя, не стоит переделывать его на свой лад. Не надо сильно круто наказывать, но и поощрять такое поведение не стоит. Кризис трех лет надо просто переждать.

Индивидуальные психологические особенности внутренний фактор.

Возрастные кризисы у детей

Родившийся ребенок с первых часов своей жизни начинает расти и развиваться в отдельную личность. Влияние окружающей среды, социума, новый приобретаемый опыт побуждают нервную систему меняться.

    Содержание:

У ребенка возникает кризис взросления. В детской психологии принято выделять несколько кризисов возраста, которые связаны с важными этапами роста и развития детей.

Симптомы и основные периоды кризиса.

Советы психологов

С детьми нужно дружить

Кризисный возраст у детей сопровождается бунтом, капризами, особенно если родители ведут себя нетерпеливо, дергают детей, кричат на них, рукоприкладствуют.

Психологи советуют завести дружбу с ребенком. Воспитывать дитя, объяснять запретные вещи посредством игры. Постараться не обидеть ребенка (фу, плакса), а сделать так, чтобы он посмеялся над собой (смотри, сколько слезок, можно уточек выпускать!). Чтобы малыш не бился в истерике, особенно прилюдно, вовсе не обязательно давать ему все, что он требует. Можно отказать, но занимательной историей про «дяденьку-начальника, который даст маме денежку на игрушки через недельку». Во многих ситуациях можно найти особый подход.

В течение большей части детского возраста малыш переживает кризисы в силу того, что стремительно растет, развивается и осваивает мир. Эти периоды называют кризисами, поскольку дети зачастую бунтуют и капризничают. Если родители сумеют организовать дружелюбную, заботливую атмосферу, то детские кризисы переживаются гораздо спокойнее.

Психологи советуют завести дружбу с ребенком.

Календарь кризисных периодов

Изучением этого вопроса занимался Блонский П.П., а далее перенял эстафету Выготский Л. С. Они обратил внимание на имеющуюся закономерность в детском поведении и разработал классификацию обострений состояний по годам.

Каждый ребенок и его семья до совершеннолетия переживает следующие опасные периоды:

  • У новорожденного;
  • У младенца, в пределах одного годика;
  • Раннее детство, когда малышу 3 года;
  • Детство, когда ребенок достиг 7-милетнего возраста;
  • Подростковый период в 13 лет;
  • Кризис юности, за год до совершеннолетия.

В списке приведены примерные возрастные периоды.

Реальное время наступление сложного периода зависит от индивидуальности малыша и его психологии.

У младенца, в пределах одного годика;.

Кризисы взрослого возраста

В зрелом возрасте люди также проживают переоценку жизненных смыслов, которая не всегда проходит гладко. Успешно пройдя все детские этапы формирования, взрослая жизнь продолжает требовать от человека изменений и трансформаций.

Виды кризисов взрослого возраста:

  1. Юношеский – начинается в момент окончания школы и первых курсов института и заканчивается в 21-25 лет в зависимости от развития личности. Он связан с переходом во взрослую жизнь, когда благодаря подростковым ошибкам уже получено достаточно опыта, выбрана профессия и примерный жизненный план. Стресс и страх порождаются шагами, определяющими дальнейшую жизнь – выбор партнера, получение образования, уход в армию, переезд и прочее. Этап принятия судьбоносных решений при довольно малом практическом опыте всегда кризисный.
  2. Кризис среднего возраста. В зависимости от условий жизни и зрелости личности он проживается в 30-40 лет и даже позже. К примеру, если человек в 30 лет живет с родителями, у него данный кризис может наступить и в 45 лет. Все зависит от конкретного человека, его интеллекта, от личностного развития. На данном этапе происходит оценка правильности выбора судьбоносных решений: профессия, работа, место проживания, партнер, а также переоценка выбранных ориентиров. Настоящая личностная зрелость наступает именно к этому периоду.

Смелые и находящиеся в ресурсном состоянии люди при необходимости способны в данном возрасте кардинально изменить свою жизнь в сторону сознательных выборов и гармоничных решений. Есть и те, кто больше углубляется в депрессию, продолжает терпеть и делать вид, что все в порядке, но их внутреннее напряжение тем временем растет. При игнорировании кризиса среднего возраста случаются тяжелые аффективные расстройства, появляются зависимости и пагубные увлечения как способы отвернуться от реальности.

  1. Кризис осознания старения и выхода на пенсию – связан с ощущением собственной бесполезности и невостребованности. Большое количество освободившегося времени, ухудшение здоровья и осознание конечности жизни вгоняют в тоску и тревогу, поскольку, привыкнув к постоянной занятости, человек вдруг сталкивается с самим собой и обнаруживает пустоту. Чтобы выйти из этого состояния, нужно разобраться и прислушаться к себе, понять, что нравится, чем давно хотелось заняться, на что есть ресурсы, как человек хотел бы потратить отведенное ему время.

В зрелом возрасте люди также проживают переоценку жизненных смыслов, которая не всегда проходит гладко.

Кризис 3 лет

В три года родители должны помочь ребёнку преодолеть этот возрастной порог – период, когда личность перестраивается, и ребёнок может изменить свои взгляды на мир. Порой он становится для родителей непонятным, а поступки его делаются непредсказуемыми.

Ваш малыш начинает разделять себя и окружающий мир. Это, так называемый период «я сам», когда ребенок ищет и пытается понять свое «я», формирует свои внутренние позиции. Это период осознания кто я для окружающих. Ребенок, который раньше чувствовал себя центром всей вселенной, вдруг обнаруживает, что он является лишь одной из многих вселенных, окружающих его.

В этот период идет отработка таких личных ценностей как ощущение внутреннего порядка, умение принимать решения в своей жизни, уверенность в себе, самодостаточность. Для маленького человека сейчас очень важно осознание любого самостоятельного действия, как собственного выбора без использования взрослыми уговоров, метода кнута и пряника. Лучшим решением будет дать ребенку возможность делать то, что он считает нужным, предоставляя ему выбор без выбора. Т.е. мы предлагаем ему выбор из 2-3 вариантов действий, заранее выгодных и правильных для нас, но он при этом ощущает свою самостоятельность.

В этот период идет отработка таких личных ценностей как ощущение внутреннего порядка, умение принимать решения в своей жизни, уверенность в себе, самодостаточность.

Ссылка на основную публикацию