Как и зачем разговаривать с новорожденным ребенком?

Полезная информация. Общение с малышом с первых дней жизни

Когда мы общаемся с малышом, говорим с ним, мы, конечно же, хотим, чтобы он скорее понимал и улавливал смысл сказанных слов. Но воспитание малыша общение с ним – это не только слова, это ещё и поступки взрослых, пример для подражания, который родители и окружающие дают маленькому человеку. Воспитание – это звук голоса, его полутона, ведь иногда пристыдить, а также похвалить человека можно одним взглядом или шепотом, и это прозвучит очень громогласно и ярко в его сознании, если он научился прислушиваться.

Язык прикосновений очень понятен и доступен обоим и маме, и малышу.

Современные родители отлично знают, что даже с новорожденным младенцем необходимо разговаривать. И чем больше, тем лучше. Это крайне важно для гармоничного развития малыша. Но многие мамы и папы просто-напросто не знают, как и о чем говорить со своим крохой. На самом деле способов предостаточно!

Пусть с рождения малыш слышит только правильное произношение слов.

Общение с новорожденным: важность вербальных и тактильных контактов для малыша

Он четко чувствует ее состояние.

Учимся правильно разговаривать с грудным ребенком

Маленький новорожденный малыш – это уже человек, общение с крохой очень важный аспект, начинать беседы можно и даже необходимо еще во время пребывания в утробе матери. Малыш в это время узнает маму по голосу, чувствует ее психоэмоциональное состояние. У многих молодых мам возникает вопрос, как правильно разговаривать с новорожденным малышом во время первого года жизни. Главное, что необходимо понимать, это то, что грудной ребенок очень нуждается в общении, ему важны не только мамин взгляд, прикосновения, но и разговоры.

Что рассказать, о чем беседовать с грудничком? Да обо всем что угодно. Когда вы совершаете определенное действие, а малыш вас видит и понимает, расскажите ему, что вы делаете. Возможно, он не все поймет, однако сразу нельзя объяснить всего.
Много противоречий нередко возникает по поводу сюсюкания с младенцем. Особенно не могут себя сдержать новоиспеченные бабулички, они хотят подарить ему море нежности и счастливых моментов.

Главное, что необходимо понимать, это то, что грудной ребенок очень нуждается в общении, ему важны не только мамин взгляд, прикосновения, но и разговоры.

О чем и зачем говорить с новорожденным?

После рождения сына Дани Влада увлеклась интересными подходами к воспитанию, прогрессивными методиками развития детей и психологией. Испробовала все на собственном сыне (он выжил и стал ярким и интересным парнем)! В блоге Влада Барсукова рассказывает, почему нужно любить детей безусловной любовью, зачем давать все самое лучшее сначала себе, а потом уже — горячо любимому ребенку и как сделать так, чтобы все получали удовольствие в процессе воспитания.

Главный редактор журнала «Мой ребенок»

Если вы начали говорить с крохой в животике, то вы просто… продолжаете разговор. А если стеснялись? Или вообще не можете общаться, если вам не отвечают? Тогда давайте учиться говорить с новорожденным.

Конечно, вы не услышите «Привет, мама!» в ответ. И все равно сделайте это. Начните говорить с крохой с первой секунды, с первой вашей встречи! У вас начинается прекрасное время, которое только глупец назовет «Ест, спит и какает». У вас начинается период, когда вы знакомите кроху с миром, а мир — с новым прекрасным человеком! Ну и как это? Просто молча менять подгузник и ждать, пока поест и уснет?

Все, что вам нужно, — улыбаться ребенку, говорить с ним, петь и читать книги. Психологи и педагоги утверждают: чем больше мы общаемся с ребенком, тем быстрее он заговорит, но главное — тем увереннее он себя будет чувствовать всю жизнь. Еще бы! Ведь с самого рождения ему показали, как он важен и нужен, как его любят, как его понимают.

А если стеснялись.

Моторика

Речь невозможна без движения артикуляционного аппарата. И малыш старательно развивает его в первые месяцы жизни – питаясь молоком матери, улыбаясь, корча умилительные рожицы и пробуя на вкус все, что попадает в поле его досягаемости.

Однако в возрасте до полутора лет не менее важно уделить внимание развитию крупной моторики ребенка. Недаром первый год жизни крохи разделяется на отрезки от удержания головки до первого переворота, от умения сидеть до возможности встать у опоры и так далее. Эти умения показывают, насколько правильно и своевременно развиваются моторные зоны мозга ребенка.

И помочь в формировании этих движений может специальная детская гимнастика и массаж. А вот заметно запаздывающее моторное развитие – повод для обращения к специалисту.

Наша речь ритмически организована, поэтому формирование чувства ритма очень важно для ребенка. И начинается оно еще в утробе матери, когда ребенка сопровождают ритмичные звуки процессов, происходящих вокруг него. Позднее, уже новорожденного ребенка мама укачивает на руках в такт колыбельной песне. Еще позже ребенок сам начинает воспроизводить ритм окружающего мира – когда раскачивается вперед-назад, стоя на четвереньках, когда лепечет, повторяя один и тот же слог бесконечное количество раз, когда подпрыгивает на руках у мамы в такт стихотворению или песенке.

Недаром дети горячо любят народные потешки и пестушки. Большим успехом у малышей и их мам пользуется методика раннего музыкального развития Железновых. И конечно, все дети любят танцевать. Все это развивает у малышей ритмические основы речи.

Все это развивает у малышей ритмические основы речи.

Зачем и как разговаривать с новорожденным?

Любой молодой маме хочется, чтобы её малыш как можно быстрее произнес заветное слово «мама». Как же приблизить этот волшебный и долгожданный момент? Как научить ребенка разговаривать? Когда нужно начинать это делать?

Ответ: с самых первых дней его жизни. Хотя многие мамы начинают общаться, пока малыш находится еще в утробе. И это тоже правильно и полезно. Ребенок начинает привыкать к голосам мамы и папы и даже начинает на них реагировать и толкаться в животе. Многие врачи рекомендуют читать для этого детские сказки. Если же разговаривать до появления на свет малыша вы не считаете необходимым, то начинайте делать это сразу же после родов. С первого дня жизни, с первой минуты.

В первый месяц своей жизни общение с мамой происходит в основном на эмоциональном уровне, обычно в виде улыбки. Малыш запоминает ласковый и нежный мамин голос, улыбается её, тянет ручки навстречу, фиксирует взгляд на её лице. В этот месяц следует активно с ним разговаривать, делая паузы, словно ждете от него ответа. И, обязательно ласково ему улыбайтесь. Наиболее оптимальное расстояние для малыша, чтобы запомнить черты лица – 50 см. Далее оно будет увеличиваться. В возрасте до 1 месяца ребенок чаще всего разговаривает с вами плачем, и ему необходимо отвечать, спрашивать, что его беспокоит. Тогда он будет чувствовать, что вы рядом и пытаетесь его понять, мягкий мамин голос будет его успокаивать.

Ближе к двум месяцам малыш уже может отчетливо произносить звуки и ему это начинает нравиться. В этот период важно повторять за ним все звуки и улыбаться в ответ. Можно учить ребенка следить за тем, как вы двигаетесь.

В три месяца следует активнее развивать зрительную реакцию. Положите в кроватку яркие игрушки, вкладывайте их в его ладошки, можно играть в прятки с игрушкой, называя её и передавая в руки. «Прятки» с игрушкой вызывают улыбку и протягивание ручек, развивает реакцию на цвет и звук. К четырем месяцам малыш уже активно шевелится, даже переворачивается, поэтому игры с предметами тоже должны стать интенсивней.

После полугода ребенок уже способен ползать и быстро передвигаться, а его речь превращается в лепет, он начинает произносить слоги и понимать, что ему говорят. В этот период следует активно развивать подражание звукам и стимулировать осознание речи и предмета. Очень полезно разговаривать с малышом во время водных процедур в детской ванне, смены подгузников, одевания; целуйте ему ручки, носик, животик, озвучивая при этом ту часть тела, к которой прикасаетесь.

Ближе к девяти месяцам можно уже показывать книжки с яркими картинками, показывать и называть то, что на них изображено, и спрашивать потом у малыша. Если он сделал все правильно, одобряйте его, целуйте, хлопайте в ладоши; если он ошибся, то слегка хмурьте брови. Чаще используйте слова – оценку совместно с мимикой. Параллельно с развитием речи в этот период следует использовать игры для рук (Ладушки, Сорока и др.). это поможет развить у малыша мелкую моторику.

После достижения возраста в один год, малыш уже начинает разговаривать. В связи с этим необходимо постоянно его на это стимулировать. Вечером можно рассказывать ребенку о том, как у вас прошел день, активно общаться с супругом. Если малыш постоянно находится в обществе взрослых, которые между собой не разговаривают, он может полностью перестать говорить и замкнуться в себе. В этот период ребенок активно пытается запомнить и повторить все, что слышит от окружающих. Не мешайте ему в этом. Пойте песни, читайте стихи и сказки, комментируйте все, что делаете совместно с ребенком. Но при этом не стоит его сильно загружать сложной информацией и в большом объеме. Лучше делайте это постепенно и в форме игры. Сначала научите малыша распознавать и показывать тот или иной предмет, потом переходите к его описанию и свойствам.

Читайте также:  Хруст в суставе под аппаратом илизарова

При этом не стесняйтесь активно кривляться перед своим ребенком. Копируя вашу мимику и гримасы, он развивает свой артикуляционный аппарат, что не только полезно для развития, но и ускоряет процесс развития речи.

Особое внимание обратите на то, как вы говорите. Ни в коем случае нельзя постоянно сюсюкаться с ребенком. Основа его речи это повторение за родителями. Поэтому слова надо говорить правильно, произносить полностью без сокращений. Следите и за грамотностью построения предложений. Фонетические особенности, как и способность к языкам, откладывается в долговременной памяти ребенка. Все, чему вы его научите до пяти лет, потом трудно будет исправить.

Нет, это не значит, что нужно ругать малыша за неправильное произношение. Просто не потакайте этому, мягко объясните в чем ошибка и научите говорить правильно.. не забывайте поощрять все его достижения поцелуями и улыбкой. И, если малыш не заговорил в ожидаемый вами срок, не расстраивайтесь. Продолжайте попытки, поддерживайте его во всех начинаниях и, может уже через месяц, он расскажет вам стих.

Прятки с игрушкой вызывают улыбку и протягивание ручек, развивает реакцию на цвет и звук.

Если новорожденный ребенок капризничает

Кстати крик ребенка — это тоже не всегда плохо, доказано, что тужась он помогает выйти лишним газам, развивает легкие. А еще крик — это способ отдать лишнюю энергию.

Для младенцев характерно выделять определенный период “для крика”, обычно это происходит в одно и то же время каждый день, как правило, между началом вечера и полуночью. Хотя все дети плачут, и проявляют некоторые суетливость, нужно обратиться к невропатологу, если ребенок беспочвенно кричит более 3 часов в сутки (в сумме), больше, чем 3 дня в неделю. Все, что менее этого порога — нормально, так как малыша могут беспокоить колики. Прекращается такое состояние примерно в 3 или 4-месячном возрасте. Также вы можете помочь ребенку справиться с болями в животе.

При начавшемся крике попробуйте успокоить вашего малыша. Некоторые младенцы успокаиваются при раскачивании или ходьбе взад и вперед по комнате, в то время как другие хорошо реагируют на такие звуки, как легкая музыка, колокольчик или гул пылесоса. Выясните, что больше всего нравится вашей крохе, и применяйте метод во время периодов плача.

Он негромко поет , его можно погрызть , потрогать за ушки они шуршат.

Как общаться с младенцем

  1. Вспомните про песню акына: что вижу, то и говорю. Описывайте всё, что делаете вы, что делает малыш, что происходит вокруг:
  • «Сейчас надену Катюше штанишки: на правую ножку, на левую ножку».
  • «Чьи это такие красивые глазки?»
  • «За окошком солнышко и зелёные листочки на деревьях».

Называя части тела и одновременно дотрагиваясь до них, вы формируете у ребёнка схему тела, что является важнейшим условием развития его внутреннего «я». Это универсальный способ, который могут использовать все члены семьи.

  1. Если память вас не подводит, пойте по-настоящему.

Не только колыбельные или детские песенки, но и любое произведение, которое нравится. Голосовые данные при этом не важны, для малыша голос любимого человека — лучший на свете!

  1. Если вы описали уже всё в пределах видимости, действуйте как Винни-Пух: говорите о том, что приходит на ум, или просто издавайте звуки или звукосочетания на какую-нибудь мелодию.

Этот способ отлично подойдёт мужчинам, если они с трудом подбирают слова и фразы, которые нужно говорить ребёнку. Зато у них отлично получается издавать басовые звуки и имитировать духовой оркестр (и сочинять те самые «шумелки, пыхтелки, сопелки»).

  1. Первые полгода взрослому особенно важно быть «зеркалом» для малыша.

Поэтому не бойтесь выглядеть смешно и повторяйте звуки, издаваемые грудничком («а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» постепенно перерастут в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы»). Главное, чтобы он видел при этом ваше лицо. Так кроха с поддержкой взрослого будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. А ещё у ребёнка будет чувство, что его понимают и ему отвечают. Это тоже необходимый навык общения.

  1. Здорово, если в вашем арсенале будет поэзия.

От ритма, слога, интонации малыш не только получает удовольствие. С их помощью он учится различать в речи отдельные элементы, которые потом будет соединять. Начинайте с потешек, стишков, побасенок.

В народной традиции можно найти присказку для любой ситуации:

  • «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» — перед сном.
  • «Водичка, водичка, умой наше личико…» — при купании.
  • «Сорока-ворона кашку варила…» — во время еды.
  • «Потягунюшки-порастунюшки! А в ручки — хватунюшки…» — делая массаж.

Наверняка первыми на ум придут те, что когда-то пели и рассказывали вам в детстве. Большинство из нас сразу вспомнит «Ладушки-ладушки» и «Идёт коза рогатая». Но не стоит ограничиваться только потешками и прибаутками: подойдёт любое стихотворение, будь то Пушкин, Маяковский или Барто.

Исчерпав свой запас, подойдите к вопросу творчески. Вспомните Незнайку и начинайте рифмовать слова. Так, поглаживая ножки малыша, можно напевать-приговаривать: «Наши нож-ки бежали по дорож-ке». Или подбирать рифму к разным формам имени: «Катерина-балерина, Катюшка-девчушка». Главное, чтобы рифмы были необидными!

Кстати, об имени и обращении. Это ещё одна неисчерпаемая тема для разговора. Называйте кроху по имени, используя как можно больше ласкательно-уменьшительных имён и прозвищ, и вы услышите, сколько нежности появится в вашем голосе, и увидите, как расслабляюще это подействует на малыша.

  1. Читайте вслух любые книги, которые вам в данный момент по душе: прозу, научно-популярные издания, энциклопедии.

Делайте это во время кормления или, если получается, когда укладываете ребёночка спать — для каждого родителя подходящий момент будет свой.

  1. Если понимаете, что впереди долгий процесс укладывания и пытаетесь придумать, что говорить при укачивании ребёнка, попробуйте роль сказителя историй: Гомера или Арины Родионовны.

Необязательно это должны быть сказки! Рассказывайте малышу, как познакомились мама с папой, как он появился на свет, о его братьях-сёстрах, о том, что случилось за сегодняшний день или случится завтра. Главное, делать это монотонно, убаюкивающим голосом.

По большому счёту, перечисленные идеи подходят для разговора не только с новорождёнными. Большинство детей любит, когда им читают наизусть стихи, поют песенки и рассказывают истории (особенно о них самих), так что это всё можно и нужно продолжать делать всем взрослым в присутствии малыша. Но, безусловно, репертуар тем будет расти по мере взросления.

По большому счёту, перечисленные идеи подходят для разговора не только с новорождёнными.

Ребенок 2,5-3 месяца

Увеличивается длительность бодрствования. На этом этапе очень большую роль в развитии ребенка играет формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Складывается так называемая ситуативно-деловая форма общения.

Как же должна общаться мама с младенцем на этом этапе его развития?

В моменты бодрствования организуйте занятия с простейшими игрушками — погремушками, колокольчиками, бубенцами, длительностью 1-3 мин. Они позволят научить малыша прослеживать взглядом за движущейся игрушкой, сосредотачивать взгляд на неподвижной, висящей над ним. На этом возрастном этапе ребенок начинает произносить первые в своей жизни звуки, их называют гуканием, они возникают при произнесении звуков “гы”, “кхы”. Появление их обрадует родителей, т. к. они являются подготовительным этапом дальнейшего освоения звуков родного языка. Продолжайте учить малыша прислушиваться к своей и чужой речи, поворачивать головку на звук. Для этого нежно и певуче разговаривайте с ним, используя ласковый и веселый тон.

Ваше одобрение и положительный настрой будут способствовать скорейшему обучению малыша.

Почему важно с первых дней разговаривать с ребёнком

В последние время всё больше специалистов говорит о том, что общение с ребёнком имеет неоценимое значение для его развития и социализации. Малыш слышит окружающие его голоса ещё находясь в животе у мамы, а после появления на свет с удвоенной силой впитать себя всё, что говорят мама, папа, а позже и другие находящиеся рядом люди.

Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем статьям наших экспертов в приложении «ПрограммаМама»

Родителям очень важно говорить со своим ребёнком, начиная с самых первых дней его жизни, поскольку новорождённый прекрасно слышит всё, что происходит вокруг него. И звук маминого и папиного голоса станет отличным успокаивающим средством.

Читайте также:  Как определить, почему онемела голова

Интересно, что мужской тембр голоса новорождённый зачастую воспринимает лучше и активнее реагирует на него.

Многочисленные исследования показали, что спокойная, положительно окрашенная речь, направленная на ребёнка, облегчает боль и способствует нормализации сна.

Общение с малышом вносит огромный вклад в развитие речи, которая формируется с самых первых дней жизни. Присущая ребёнку манера подражания примерно к двухмесячному возрасту приводит к появлению первых звуков, «гуления» малыша. Таким образом, ребёнок старается вступить в диалог с миром, самыми важными представителями которого для крохи являются папа и мама.

Непринуждённый разговор с малышом способствует также лучшему пониманию своих эмоций и эмоций других людей, что, в свою очередь, стимулирует развитие головного мозга.

Конечно же, ребёнок первых месяцев жизни не в состоянии понять смысл того, что вы ему говорите, однако не стоит забывать о том, что малыши способны считывать эмоции вашего тела и улавливать малейшие изменения мимики любимого лица.

Именно поэтому зачастую мамы сталкиваются с беспокойным поведением крохи без каких-либо видимых причин. Но такая реакция может быть вызвана тем, что мама, сильно взволнованная или обеспокоенная чем-то, продолжает улыбаться своему малышу и говорить тёплые слова, полагая, что она оберегает кроху от проблем. Но ребёнок видит другое: мама с ним, но ей грустно, она расстроена. Внутренне состояние мамы очень быстро перенимается ребёнком, в результате чего малыш, не способный анализировать окружающую обстановку, начинает капризничать.

Именно поэтому так важно рассказывать даже самому маленькому ребёнку, что вас тревожит. Пусть малыш не поймёт суть, но поймёт настроение. В результате ситуация перестанет быть напряжённой и для мамы, и для малыша. Возможно, не стоит рассказывать ребёнку обо всех своих проблемах, но о тех, которые касаются его, надо обязательно.

Почему важно с первых дней разговаривать с ребёнком.

Общение с ребёнком в первый месяц жизни

Первый месяц жизни — это время адаптации малыша к внешнему миру. Для родителей — это сложный период адаптации к новым ролям, когда они учатся понимать малыша и ухаживать за ним.

Рождение обусловливает резкий переход ребенка к условиям существования, отдельным от организма мамы, когда они были слиты в единое целое. Рождаясь, малыш попадает в новый мир — контрастов и противоречий. Чтобы этот переход не был для малыша травмирующим, очень важно присутствие и внимание мамы с первых минут его жизни. Ощущение её тепла, запаха, звук её голоса, биение её сердца — всё это связывает ребёнка с прежней жизнью и делает его приход в этот мир не таким болезненным.

С самых первых дней жизни ребёнок воспринимает окружающее: видит, слышит, чувствует запахи и прикосновения. На первый взгляд, кажется, что основные потребности ребёнка в первый месяц — еда, сон, физический комфорт. Однако малышу для развития также не обходимо общение с любящим взрослым, его голос, взгляд, улыбка, тепло.

Зачем же общаться с новорождённым ребёнком, если он ещё не умеет говорить и не понимает слов?

Малыш с самого начала активно реагирует на мир и на окружающих людей. Именно близкий взрослый представляет для ребёнка самый интересный источник новых впечатлений. А общение со взрослым — мощный стимул для развития малыша.

Как общаться с малышом в первый месяц, чтобы помочь его развитию?

Общение с ребёнком в первый месяц жизни.

Указывание

Этим приёмом малыши пользуются часто, если видят предмет. Если предмета нет, то и указывания не будет. Это ещё одна возможность поделиться со взрослыми информацией. Он как бы «говорит» родителям, какой предмет ему нужен, и эта манипуляция имеет чётко обозначенную цель: «дай то, что хочу». Требование выполнения его желания сопровождается эмоциями: дали то, что просил – улыбка, дали не то – плач. Так что не вы, уважаемые родители, являетесь лидером общения, а ваш малыш.

Самый эффективный способ общения со взрослыми. Маленькие «хитрецы» всегда добиваются им желаемого. На плач сбегаются все от мала до велика. И вот тут начинают выдвигаться требования: надоело одиночество – возьмите на руки; испытываю дискомфорт – смените подгузник; заболел животик – примите меры, проголодался – накормите и т.д. Имейте в виду, что у каждого ребёнка свой уникальный плач, как отпечатки пальцев. У плача свой индивидуальный ритм, тембр, интенсивность и интонация.
Учёные проводили эксперимент с аудиозаписью плача малыша и отметили, что он может варьироваться в диапазоне пяти октав (удивительно?!).

Плач новорождённого вызывает у родителей тревогу и огорчение. Но не только это. Он может вызвать и определённые физиологические реакции у матери: поднимется давление и усилится сердцебиение. То есть плач несёт определённую смысловую нагрузку и заставляет больше тревожиться (если это слёзы от голода или боли, нежели от скуки), потому что более ритмичен и обычно сопровождается брыканьем. Постепенно родители, особенно мама, начинают распознавать характер слёз и весь репертуар требований своего маленького чада.

Плачем ребёнок привлекает ваше внимание и посредством этого приёма общается с вами. Сразу скажу, какими бы знатоками слёзного репертуара вы не были, реагировать надо сразу, дабы выяснить причину, ведь у ребёнка нет других способов сообщить вам о своих нуждах или о своём физическом и эмоциональном состоянии. Ваше внимание даст уверенность и спокойствие: он под защитой.

На плач сбегаются все от мала до велика.

Кратко и в настоящем времени

Сколько копий сломано вокруг baby talk, «детского» языка: не вреден ли он для ребенка, не задерживает ли его развитие? Нет, уверены наши эксперты, потому что он выполняет особую роль — в первый год жизни учит ребенка общаться. «Высокий тон голоса («Агу, агу!») привлекает внимание младенца, — рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. — Шипящие и свистящие звуки («Ах ты мое солнышко!») напоминают звуки материнского дыхания, которые он слышал, находясь в ее утробе, и задают ритм, который помогает удерживать внимание на словах.

Длинные паузы и повторы слогов («Ма-ма! Па-па! Ба-ба!») помогают выхватить из потока речи и запомнить короткую часть слова. Кроме того, обращаясь к ребенку, мы смотрим ему в глаза, улыбаемся, начинаем шевелить губами и широко раскрывать рот. Начиная с двух месяцев большинство детей способны имитировать наши движения — появляется гуление». Так мы показываем ребенку, что произносить слова легко и приятно, и незаметно учим его.

Используйте настоящее время, ведь младенец не владеет понятиями прошлого и будущего

С ребенком важно говорить просто и о значимых для него вещах. «Знакомя с предметами, важно не утонуть в объяснениях, так как его интеллект пока не готов к тому, чтобы понимать длинные фразы, — продолжает Галина Филиппова. — Можно показать и назвать предмет, сказать, что он «делает». Психолог рекомендует использовать настоящее время, ведь «младенец не владеет понятиями прошлого и будущего: первое представление о времени появляется у него не раньше двух лет. Лучше использовать настоящее время и говорить короткими, в два-три слова, утвердительными предложениями, например: «Смотри, собачка!», а не «Ты видишь черно-белую собачку, которая гуляет с нашей соседкой?».

помогают выхватить из потока речи и запомнить короткую часть слова.

Общение с новорожденным: как разговаривать с младенцем?

Когда 5-летнего Никитку привели на занятия по английскому языку, педагогу показалось, что малыш уже овладел одним иностранным языком, причем только на нем и говорит. Учительница решительно не понимала, что хочет сообщить ребенок. Буквы Ю у Никиты нахально вставали на место У после любых согласных, Ш упорно превращалось в С, а Р и Л спрятались в этой чехарде, будто партизаны. Словом, когда мальчик открывал рот, маме приходилось расшифровывать его речь.

С самых первых дней

Обратив внимание мамы на проблемы малыша, учительница с удивлением услышала в ответ: “А логопед нам сказал приходить только после 5 лет”. Позвольте, но если до школы остается год, исправить все речевые огрехи невероятно трудно. К первому классу у ребенка возникнут трудности с поступлением в школу, где углубленно изучают иностранный язык. И что гораздо серьезнее, могут появиться проблемы с грамотностью — неправильно произнося слова родного языка, ребенок будет неверно воспроизводить их на письме. В такой ситуации надо как можно раньше обратиться к логопеду. И не забывайте, что самый талантливый и внимательный педагог, знающий малыша с рождения, — это мама. Старайтесь с первых дней больше разговаривать с новорожденным. Малютке столь же приятен ваш голос, как вам его очаровательный вид и первая улыбка. О чем говорить с таким несмышленышем? Пусть грудничок улавливает только интонацию, а не смысл слов. Хотя мой младший сын в возрасте 2 месяцев с весьма хитрым лицом слушал обещания отвезти его на море, если он начнет наконец спать по ночам… И вскоре вполне заслуженно весело бултыхал ножками в соленой воде. Так что на всякий случай говорите своим деткам что-то очень приятное. Важно и то, КАК вы общаетесь с младенцем.

  • Старайтесь не спешить, четко выговаривать слова и звуки, чуть нараспев.
  • Озвучивайте свои действия. “Вот мы сейчас поменяем мокрый подгузничек, наденем красивый костюмчик…”
  • Не скупитесь на рифмы! Пойте младенцу песенки, вспоминайте прибаутки и потешки. Можно только восхищаться мудростью наших предков, сопровождавших стишком-пестушкой каждое движение, обращенное к малышу. Например, с детства всем знакомое:
Читайте также:  Как сделать кожу идеальной?

Водичка, водичка, умой
наше личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок,
Чтоб смеялся роток.

Причесывая ребенка, в старину обычно приговаривали:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Батюшка, гребешок,
Причеши петушок.

Когда младенец потягивался, просыпаясь, слышал:
Потягушенъки, потягушенъки!
Поперек толстунушки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Такая речь отличается четким ритмом, задает тон движениям и разряжает однообразие ежедневных процедур. Попробуйте произнести эти стишки в плохом настроении с нахмуренными бровями — вам тут же станет смешно. Так что смело можно утверждать — присказки, поговорки и тетешкания обеспечивают маме и малышу эмоциональный комфорт.

Эта программа-минимум для первых месяцев совместной жизни поможет приобрести опыт общения с новорожденным и развитию ребенка. В развитии ребенка шестого месяца жизни закладывается фундамент правильного и своевременного развития речи. Став постарше, ребенок поразит вас способностью легко запоминать рифмованные строки. Кроха будет декламировать полюбившиеся стихи. А пока, если вы стремитесь к диалогу, попробуйте научить малыша говорить “агу”. Подключите к делу и папу. Как показывает практика, мужчины проявляют чудеса терпения и повторяют это созвучие до бесконечности, наклонившись над сыном или дочкой. А затем, явно гордясь друг другом, демонстрируют свои достижения, агукая наперегонки. Пусть это еще не осмысленные слова, а так называемые предречевые вокализации, они доставляют истинное удовольствие всем участникам.

Слово оживает в движении

Разнообразные, усложняющиеся по мере взросления ребенка “гукающие” звуки постепенно заменяются лепетными вокализациями. Лепет очень похож на речь (слоги, часто складывающиеся в слова — ба-ба-ба, ма-ма-ма). В этот период старайтесь поддерживать инициативу малыша, повторять те звукосочетания, которые ему даются легко, и предлагайте новые. Самое простое — сочинять ритмичные лепеталки. Например, “ТА-ТА-ТА, увидали мы кота”, “РА-РА-РА, наступила вдруг жара”.. Предлагайте ребенку игры, проясняющие значения слов. Во втором полугодии жизни малыш уже может связывать слова с предметами и движениями. “Где кроватка? Где киса? Где мишка?” — только спрашивайте. И ребенок будет с удовольствием отыскивать глазами названные предметы. В бурный восторг моих мальчишек приводила изумительная по простоте игра: “Птички летели, летели, летели (ладонями изображаете взмахи крыльев), на головку к Ване сели (накрываете голову ладонями), отдохнули и дальше полетели (снова движение полета)”. Через несколько повторов ребенок сам начинает ручками изображать птиц, усаживает их к себе на головку. Не забывайте, что игры с движениями развивают понимание взрослой речи и ускоряют процесс активного овладения словом. Вспомните знакомые со времен вашего детства ладушки, “Гуси-гуси”. Детям 3-5 лет нравятся более сложные игры-путалки.

Взрослый читает стишок и показывает:
Как живешь?
Вот так!
(Большой палец вверх.)
Как плывешь?
Вот так!
(Руками изображает движения пловца.)
Ждешь обед?
Вот так!
(Гладит себя по животу.)
Машешь вслед?
Вот так!
(Машет рукой.)
Утром спишь?
Вот так! (Руки складывает под щекой.)
А шалишь?
Вот так!
(Прыжки и махи руками.)

А затем ведущий начинает путать движения, неправильно соотнося их со строчками стишка. Задача ребенка — не поддаться на эти уловки и все показать правильно.

Развитие речи стимулирует совместное чтение книг. С какого возраста начинать? Все дети разные. Старшему сынишке я стала показывать и читать книги после года. Младший заинтересовался книгами в 3 месяца. Тщательно изучив и матерчатые, и клеенчатые книжки с картинками (я называла и показывала все изображенные там предметы), попробовав их на вкус, он перешел к “солидным” изданиям из картона. Но если ваше 2-летнее чадо не желает сидеть и слушать, как вы читаете, не бросайте своих попыток. Главное, чтобы ребенок чувствовал ваше искреннее желание заняться таким увлекательным делом, как совместное рассматривание и чтение книг. Выбирайте прочные картонные книжки с узнаваемыми картинками и короткими рифмованными текстами. Малышам трудно дослушать даже маленький стишок до конца, поэтому первые несколько дней (недель или месяцев) знакомства с книгой вполне можно ограничиться изучением картинок и озвучиванием героев: смотри, собачка, она лает: “Гав, гав”.

Книги нужно использовать и для обсуждения прочитанного и увиденного. По мере взросления ребенка усложняйте задачу. От простого: “Где спрятался зайчик на картинке?” идите к сверхсложному: “Что он почувствовал? Как ты думаешь, что будет дальше?”. Постепенно малыш должен научиться составлять связный рассказ по картинке, анализировать увиденное и услышанное. Сегодня все знакомы с понятием “мелкая моторика” и представляют ее значение для развития речи. Но у мам не хватает терпения ежедневно заниматься развитием ловкости маленьких пальчиков. А зря! Если вам не терпится услышать первые слова крохи, не ленитесь несколько минут поупражнять пальчики. Во время кормления просто перебирайте их, аккуратно сгибайте и разгибайте. Для тех, кто постарше, указательным пальчиком изобразите любимых героев на картинках в книжке. “А где же спрятался мышонок? Вот он!” На помощь вам придут бусины, пуговки, которые нанизывают на нитки и дают изучать любопытным пальчикам. Камушки хорошо перекладывать из одной коробочки в другую. После года, когда ребенок способен сконцентрироваться и дольше удерживать внимание, выкладывайте мозаику на пластилиновый фон, делайте забавные аппликации с макаронами, играйте со шнурочками. Пополнить активный словарный запас помогает домашний кукольный театр. Если кроха еще не интересуется “куклами на руку”, замените их резиновыми или мягкими игрушками. Мои полуторагодовалые “ученики” с удовольствием разыгрывали “Теремок”, соорудив домик из подушек, увлеченно озвучивая всех “меховых” актеров. Даже стеснительные и неразговорчивые дети втягиваются в игру и из пассивных зрителей превращаются в активных участников, а порой и режиссеров спектакля. 5-6-летние дети способны увлечься пальчиковым театром, делая бумажные колпачки для пальцев. С помощью красок или фломастеров их можно превратить в сказочного героя. Так что репертуар театра пальчиковых кукол будет поистине безграничен, как и его польза для развития речи.

Правильное произношение слов, а позже успешное овладение чтением и письмом невозможно без развития фонетического слуха. Четко различать все звуки родного языка на слух, выделять их из слова помогут забавные стишки с “убегающими” звуками.

Например:
Загудел, взлетая, лук,
В огороде вырос жук. Или посложнее:
Солнце греет бочку,
Льется дождик в почку.

Отыщите вместе с малышом звуки, которые сбежали со своих мест, чтобы строка обрела смысл. Еще детям нравится игра в рифмы. Часто я рассказываю сказку о том, как мышка решила полакомиться книжкой и обкусала “хвостики” у стихов. Читая стихотворение, я предлагаю детям придумать “съеденное” слово. Маленькие поэты наперебой предлагают варианты последнего слова в строчке. Однажды коротенькое “Спит в шкафу на полке книжка, не достанет ее (мышка)” изобретательные трехлетки превратили в настоящую поэму. Героями ее стали мальчишка, пышка, котишка, сынишка и шалунишка. Достаточно сложным, но очень полезным фонетическим упражнением может быть игра в слова (придумать слово на ту букву, на которую закончилось предыдущее). Конечно, приступая к таким играм, необходимо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков и очень важно уметь их слышать и правильно произносить.

Несколько категоричных “НЕ”

Разговаривая с ребенком:

    • НЕ злоупотребляйте “детскими” словами. Не думайте, что 2-летнему карапузу проще произнести “ляля”, чем “кукла”, и “авка” вместо “собаки”. Употребляйте правильные названия. Бесконечные “ням-нямы”, “бибики” и т.п. могут нанести серьезный вред темпам и качеству речевого развития.
    • НЕ пропускайте дефекты в произношении слов вашим ребенком. Повторите за малышом “непослушное” слово ясно и четко. Попробуйте предложить произнести слово еще раз, может быть, по слогам. Каждую речевую ошибку тактично, но настойчиво исправьте.
    • НЕ волнуйтесь, если не удается добиться результата сразу. Важно, чтобы ребенок с вашей помощью старался овладеть всеми звуками родного языка и правильным произношением слов.
    • НЕ считайте, что процесс развития родной речи может идти сам собой. Такая точка зрения чревата различными нарушениями речевого развития. Они, в свою очередь, создают массу проблем младшим школьникам. Неумение ребенка связно излагать мысли, пересказывать текст, формулировать ответ на вопрос, наконец, просто устанавливать контакт со сверстниками и учителями — вот последствия невнимания родителей к развитию речи своего малыша. Давайте постараемся уберечь своих детей от таких трудностей. Учите ребенка говорить!

Водичка, водичка, умой наше личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб кусался зубок, Чтоб смеялся роток.

Ссылка на основную публикацию